Майя Ивнова
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №31»
Паспорт
развивающей предметно-пространственной среды
в старшей группе №10
Составила: Воспитатель: Иванова М. В.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно-пространственной среды группы
3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с ФГОС ДО)
4. Информационная справка о раздевальной комнате
5. Информационная справка о групповой комнате
6. Информационная справка о спальной комнате
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
7. Информационная справка о туалетной комнате
8. Содержание развивающей предметно-пространственной среды согласно ФГОС ДО
1. Пояснительная записка
Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и другие, каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда, поможет решить поставленные задачи.
Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметно-пространственная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В группе она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда группы предусматривает создание условий для упражнений и практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук.
Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознанию звуков, математическому развитию и развитию речи.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей; возможность уединения; реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает различные виды детской деятельности.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе включает в себя совокупность мини-центров по пяти образовательным областям.
2. Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно-пространственной среды группы
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Конвенция о правах ребенка
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"
«От рождения до школы», основная образовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н. Е. Веракса
3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с ФГОС)
Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору оборудования и материалов для оформления всех помещений группы.
При создании развивающей предметно - пространственной среды группы учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия младшего дошкольника - "вижу - действую", поэтому развивающая среда в группе данного возраста яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется с участием детей.
Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды группы, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
4. Информационная справка о раздевальной комнате
Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования семей воспитанников с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.
Освещение: 2 лампочки
Напольное покрытие: линолеум, палас
Мебель:
Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейки, «алгоритм» процесса одевания
Стенды для взрослых: «Мир глазами детей» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Здоровей-ка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе и детском саду)
«Центр безопасность» (информация по ОБЖ, огнетушитель)
«Визитная карточка группы» - информационный стенд с названием, девизом, паспортом, режимом дня, расписанием занятием, наши именинники, информация для родителей с консультациями по образованию и воспитанию детей
«Центр по коррекционному развитию» (логопедический экран, советы логопеда и психолога)
«Объявления»
«Меню»
Бюро находок «Потеряшка».
5. Информационная справка о групповой комнате
Цель: использование предметно-пространственной развивающей среды
группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.
Освещение: 8 плафонов
Напольное покрытие: линолеум, палас
Наличие дневного света: 2 больших окна
Мебель: 12 двухместных столов, 24 детских стульчиков, игровое оборудование, модульная стенка
6. Информационная справка о спальной комнате
Цель: удовлетворять потребность в дневном отдыхе.
Освещение: 6 плафонов
Напольное покрытие: линолеум
Наличие дневного света: 2 больших окна
Мебель: 24 односпальных детских кроватей, стол учителя-дефектолога, стул для взрослых, 4двухместных стола для детей, 8 детских стульчиков, 2 книжных шкафа, стеллаж для методического материала и литературы учителя-дефектолога, списки детей на кроватки.
7. Информационная справка о туалетной комнате
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Освещение: 4 плафона
Напольное покрытие: напольная керамическая плитка. Стены облицованы керамической плиткой.
Наличие дневного света: 1 большое окно
Туалетное помещение делится на два помещения: туалетная комната, умывальная комната
В туалетной комнате: 4 унитаза с сиденьем, маркировкой (девочки-мальчики, между ними перегородки, ванная для мытья ног, шкаф для хозяйственного инвентаря
В умывальной комнате: 4 детских раковины, 1 раковина для сотрудников, напольные и настенные полотенечницы, списки детей на полотенца
8. Содержание развивающей предметно - пространственной среды группы, согласно требованиям Федерального образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Все оборудование размещено в развивающей среде в центрах, соответствующих данным направлениям развития в двух направлениях : для совместной деятельности взрослого и детей и для самостоятельного детского творчества.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС ДО по образовательным областям:
Направление развития Центры
Социально-коммуникативное развитие
Центр безопасности «Светофорик»,
«Центр игры»
Познавательное развитие
Центр природы и экспериментирования «Моя лаборатория»
Центр строительно-конструктивных игр «Юный строитель»
Центр краеведения и патриотического воспитания «Моя Родина»
Речевое развитие Центр книги «Мир книги»
Речевой центр «Говорун»
Художественно-эстетическое развитие
Центр искусства «Мир театра и музыки»
Центр творчества «Ваятель»
Физическое развитие
Центр двигательной активности «Смешарики»
Центр двигательной активности «Смешарики»
Оборудование:
Ростомер.
Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, скакалки, обручи, кольцеброс, ракетки и воланчики для бадминтона, клюшки, шайбы, кегли, пластмассовые шары и кубике, палочки, верёвочки, ленточки, флажки, набивные мячи, массажные мячики, гантели и т. д.
Нетрадиционное оборудование; массажные и ребристые дорожки и коврики, массажные цилиндры, варежки с липучками, различные массажоры, небольшие цилиндры для коррекции плоскостопия, природный материал (шишки, камешки, и т. д.
Атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки.
Картотеки: подвижных игр – на улице по временам года, народных и хороводных игр, малоподвижных игр, игр на координацию движений с речью;
Комплексы гимнастик после сна, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Дидактические игры по ЗОЖ
Центр природы и экспериментирования «Моя лаборатория»
Оборудование:
Комнатные цветы с крупными и мелкими листьями. Алгоритм по уходу за растениями.
Инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеёнчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления, опрыскиватели и т. д.)
Календарь природы.
Картины - пейзажи по времени года.
Мини-лаборатория для исследовательских опытов: приборы-помощники – микроскоп, увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема и т. д.
Материалы по разделам: живой и не живой природы, материалы природного происхождения и созданные человеком. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема. Сита и воронки. Соломки для коктейля. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок). Предметы, изготовленные из различных материалов.
Карточки-схемы проведения экспериментов. Глобус.
Дидактические и настольно – печатные игры.
Альбомы наблюдений и экспериментов.
Энциклопедии, Лэпбук – серия «Играем с тетушкой Совой. Вода»
Центр строительно-конструктивных игр «Юный строитель»
Оборудование:
Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Образцы построек и поделок.
Наборы для моделирования.
Крупный строительный конструктор. Средний строительный конструктор. Мелкий строительный материл.
Конструкторы типа «Лего» разного размера.
Игрушечный транспорт средний и крупный. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т. п.)
Игровой центр
Оборудование:
1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).
Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
Шофер: копии разных инструментов – гаечный ключ, молоток, от-вертка, пассатижи, насос; бензоколонка – кубы, модуль; шланг — веревка; руль.
Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.
Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
Предметы-заместители : разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки и т. п.
2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные —карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе — фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе — неопознанные
3. «Магазин». Предметы-заместители : касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами» : сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд (суп, борщ, каша, компот); наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитые внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки) : сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.
«Парикмахерская». Зеркало, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума, игрушечные наборы для парикмахерской
«Спальня». Кроватка, с постельными принадлежностями по раз-меру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало - 3-4 набора).
«Кухня». Набор кухонной посуды элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т. д., набор овощей и фруктов, продуктов
«Прачечная». Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, кукольное постельное белье, стиральная машинка, тазики.
«Больница». Профессиональная одежда доктора с символом
(медицина - красный крест, фонендоскоп, градусник и другие игрушечные медицинские инструменты, игрушечные наборы аптечки.
Центр искусства «Мир театра и музыки и искусства»
Оборудование:
Музыкальные игрушки; народные игрушки. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики и т. д.
Портреты композиторов
Дидактические игры. Диски с аудиозаписями.
Картинки с изображением музыкальных инструментов и музыкантов.
Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
Кукольный театр. Театр из игрушек-самоделок. Театр резиновых игрушек. Плоскостной театр.
«Уголок ряженья» : костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободке.
Ширма.
Маленькие ширмы для настольного театра.
Различные виды театра: плоскостной, стержневой,
Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Звери, деревья, дома и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см. Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие). Тематический набор сказочных персонажей. Книга «Мир театра»
Набор фигурок: семья.
Творческий центр «Палитра»
Оборудование:
Портреты художников
Толстые восковые мелки, цветной мел, трафареты, лекала, раскраски, шаблоны, геометрические формы, кисти, карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски; баночки, миски, палитры, бумага различного размера и цвета, фломастеры, пластилин, глина, картон, обои, наклейки, поролон, печатки, схемы, стеки, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, салфетки из ткани, различный бросовый и природный материал, клей ПВА и клей-карандаш и т. д.
Наборное полотно, доска, магнитная доска
Художественная литература по изобразительной деятельности.
Дидактические игры на развитие цветовосприятия, фантазии.
Пособия по развитию графических навыков. Схемы для вырезания ножницами.
Предметы посуды, расписанные народными росписями. Народные игрушки. Подборка репродукций картин.
Центр книги «Мир книги»
Книги, рекомендованные для чтения детям данного возраста:
Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира. Произведения поэтов и писателей России. Литературные сказки. Русские народные и сказки народов мира. Небылицы. Басни. Серии сюжетных картинок (истории в картинках). Любые занимательные азбуки.
Комплекты открыток к известным литературным произведениям в хорошем исполнении, с достаточно ярким и крупным названием сказки на обороте открытки.
Книги, любимые детьми этой группы.
Сезонная литература.
Детские журналы.
Портреты детских писателей.
Алгоритм пользования книгой.
«Книжкина больница»
Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).
Речевой центр «Говорун»
Картинки для иллюстрации артикуляционных игр, комплексы заданий, для артикуляции в картинках или таблицах.
Волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, сухой бассейн, шаблоны под штриховку, обводку, карандаши, фломастеры.
Воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки, игры на выработку воздушной струи («Загоним мяч в ворота», «Помоги мышке забраться в норку») и т. п.
Домино, разрезанные картинки-пазлы, игры типа «Четвёртый лишний», «Узнай по контуру» и др.
Альбомы с заданиями по автоматизации звуков
Соответствующие изучаемым темам картинки, забавы «Один —
много», «Подбери пару» и др.
Игры «Чей хвост?», «Один — много» и т. д.
Игры «Угадай по описанию», «Когда так бывает», «Профессии»
Игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме»,
«Сложи слово», ребусы и кроссворды.
Игры и упражнения по развитию фонематических процессов Различные игры на дифференциацию звуков: «В мире звуков»; «Звонкий-глухой»; «Звуки [Р], [Л] - я вас различаю» «Узор из звуков»
«Прочитай по первым звукам». Тренажеры для дыхательной гимнастики.
Центр безопасности «Светофорик»
Макет улицы (проезжая часть с разметкой, макеты домов и построек различного назначения, мелкий игрушечный транспорт, знаки ПДД, игрушечные человечки типа «Лего», плакаты, памятки и буклеты по ОБЖ, дидактические игры. Карточки с телефонами экстренной помощи. Мини – набор и мини стенд по пожарной безопасности. Каски, жилетка со светоотражателями, фуражка полицейского и жезл. Дидактические игры: «Знаки на дорогах», «Умный светофор», «Дорожное домино», «Учим дорожные знаки». Настольно-печатные игры.
Центр краеведения и патриотический центр «Моя Родина»
1. Альбомы: «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Моя Камчатка».
2. Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки; рассказы и стихотворения о городе, крае.
3. Папки-передвижки: «Я живу на Камчатке», «Животный и растительный мир Камчатского края».
4. Декоративно-прикладное искусство народов Камчатки.
5. Куклы в национальном русском костюме.
6. Макеты флага и герба России.
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе обеспечивает максимальную реализацию Программы; материалов, оборудования и инвентаря для развития детей старшего дошкольного возраста:
Соответствует особенностям старшего дошкольного возраста;
Охраны и укрепления здоровья;
Учитывает особенности развития детей.
В 2016 году на базе МБДОУ №31 проходил смотр-конкурс среди групп «Наша группа самая лучшая» - диплом – 3 место