Анна Кулясова
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОО с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Предметно-пространственная развивающая среда в нашем ДОО организованна с учетом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОО с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Пространство наших групп организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение уголков меняется или дополняется необходимыми материалами. Мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
При построении предметно - пространственной среды мы соблюдали принципы: Доступности. Гендерного подхода. Безопасности. Особое внимание уделяем эстетическому оформлению, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.
Для детей младшего дошкольного возраста – мы предоставили большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Это позволяет каждому малышу найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками. ППР среда в среднем и старшем дошкольном возрасте организована с учётом возможностей детей заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Центры, которые созданы в детском саду по образовательным областям в свете требований ФГОС, строятся согласно направлений развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие – направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (Зона активности (центр сюжетно-ролевых игр, зона труда, уголок дежурств, зона ПДД)
Центр активности наполнен сюжетно- ролевыми играми, игрушками максимально приближающими дошкольников к предметам, окружающих их в быту. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам. Сюжетно-ролевая игра- это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. В процессе игры выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для развития речи, для развития трудовых навыков, навыков нравственного поведения, позволяет ребенку раскрепоститься. При условии разумной организации игра - это школа жизни, школа труда и общения с людьми. В младшей группе имеется центр «Дом», где представлены следующие зоны: «Кухня», «Гардероб», есть «Парикмахерская», «Больница», «Гараж» с макетом дороги, дорожными знаками и набором машинок. Благодаря родителям у нас появились интересные макеты для развития режиссерских игр детей. Макеты Город, На озере, На полянке, Подводный мир, Времена года, Макет дерева с фото детишек младшей группы. В старшей группе- «Магазин», «Парикмахерская», набор для игры «Доктор», уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве. (Зона сенсорного развития, зона конструктивной деятельности, зона математического развития, зона экспериментирования, Мини- музей «Русская изба»)
Зона сенсорного развития позволяет развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах. Он содержит материалы по развитию мелкой моторики, развивающие игры. В сенсорном уголке собрали развивающие игры, направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. Дети могут поиграть с пирамидками, Лего, вкладышами, мозаикой, шнуровками, пазлами. В младшей группе есть сухой бассейн с набором разноцветных шаров. Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить потребность ребенка в движении, позволяют добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Осуществляется стимуляция тактильной чувствительности. Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков. Для всестороннего развития детей в старшей группе имеется интерактивная доска с программами для обучения, просмотра обучающих презентаций.
Зона конструктивной деятельности или Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников или индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать эти постройки. Зона математического развития- собран раздаточный счетный материал, геометрические фигуры, логико-математические игры, счеты, лото, дидактическиеигры. Центр экспериментирования или Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь уместны поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия. Патриотический уголок, представленный мини- музеем «Русская изба», расположен в группе. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с жизнью и бытом русского народа, знакомит с историей родного края. Наряду со старинными предметами (скоблец, лапти, утюг на углях, глиняная посуда и др.) представлены книги об истории Починковского района, стихи местных авторов, фотографии родного села, альбом, посвященный ветеранам ВОВ. Музей периодически пополняется поделками, сделанными своими руками (тряпичные куклы, маски, мягкие игрушки, кукольный театр и др.). Уголок речевого развития: В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр. Комфортные кресла, уют позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Работа в уголке направлена на развитие связной, грамматически правильной речи, на знакомство с книжной культурой, детской литературой. Наряду с детскими книгами здесь представлены детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, дидактические игры, картинки по лексическим темам.
Художественно - эстетическое развитие включает в себя музыкальное, изобразительное, словесное искусство. Уголок художественного творчества. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, карандаши, краски, кисточки, ручки, листы бумаги, трафареты. Для лепки- пластилин, доски для лепки. Для занятий аппликацией- разнообразный картон, цветная и гофрированная бумага, клей. Есть у нас материалы для нетрадиционного рисования- пальчиковые краски, песочный стол с подсветкой. Мы знакомим детей с различными видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства- (наглядные пособия). Организуем выставки поделок. В приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Оформлен уголок, в котором мы размещаем рисунки и аппликации детей. В уголке «Театр» размещены различные маски для разыгрывания сценок, элементы костюмов, театр бибабо. Дети с удовольствием принимают на себя различные роли, что повышает интерес к сказкам, к их запоминанию и поднимает настроение. У нас проходят праздники и развлечения. Дети с большим интересом участвуют в игровых и конкурсных программах, праздниках с различной направленностью. Мы знакомим детей с музыкальными инструментами. Они учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группах существуют музыкальные уголки.
Физическое развитие: Зона физического развития. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки, игры с мячом, метание в цель и т. п. В каждой группе имеется спортивный уголок с необходимыми атрибутами для занятий физкультурой- мячи, скакалки, обручи, ленты, флажки, кегли, на улице- лабиринт, баскетбольное кольцо, турники, качели, бревно. Есть у нас массажные коврики для ног, сделанные как руками родителей, так и фабричные.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, мы стараемся строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей.