Щепелина Ольга Васильевна
Консультация для родителей «Неговорящий ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку
от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок
начал говорить. А взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась
правильно и своевременно.
В. А. Сухомлинский
Неговорящий ребёнок — это ребёнок, уровень речи которого не может служить для общения с окружающими. Задержка в развитии речи наблюдается у детей, имеющих педагогическую запущенность; сложную речевую патологию (алалию, дизартрию и др.); умственную отсталость; расстройства аутистического спектра; нарушения слуха, зрения и др.
Некоторые проявления неговорящего ребёнка:
- ребёнок полностью молчит, иногда использует крик или вокализации;
- ребёнок использует звукокомплексы или звукоподражания;
Причины, по которым ребёнок может быть неговорящим, разнообразны и включают физиологические, неврологические и психологические факторы. Для точной диагностики и определения причин отсутствия речи необходимо проконсультироваться у узких специалистов (психоневролога, нейропсихолога, оталаринголога, офтальмолога); провести ряд медицинских исследований по показаниям (энцефалограмму и эхограмму головного мозга, аудиограмму и др.); обследовать ребёнка на ПМПК для получения ранней коррекционной помощи дефектолога, логопеда, психолога.
Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи:
1. Стадия крика (от рождения до 6–8 недель). Крик и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком.
2. Стадия гуления (с двух до пяти месяцев). Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (ребёнок начинает говорить агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа, может произносить отдельные звуки «к», «х»);
3. Стадия лепета (с 6 до11 месяцев) у ребёнка появляется сначала простой лепет (ма, ба, па, ба, ля, переходящий позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля).
4. Стадия первых слов (в конце первого года жизни). На этом этапе ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа,); к 2 годам активный словарь (это когда ребёнок произносит эти слова, составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.
Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Создание речевой среды:
-постоянное общение и разговор с ребенком (необходимо называть окружающие предметы и явления; проговаривать каждое действие при кормлении, одевании, подготовке ко сну и др.);
-соблюдение требований к речи окружающих взрослых (произносить слова медленно, четко, 2 и 3 - сложные – по слогам);
-ежедневное чтение и рассматривание детских иллюстрированных книг;
-ограничение просмотра мультфильмов до 10 мин в день, с обязательным обсуждением главных героев и сюжета просмотренного мультфильма;
-развитие мелкой моторики пальцев рук; выполнение мелких и точных движений пальцами рук помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом; делайте массаж кистей рук ребенка, играйте в пальчиковые игры.
Речевые игры и упражнения для запуска речи:
-игры для развития слухового восприятия неречевых и речевых звуков («Покажи, что ты слышишь», «Угадай, чей голосок!»,
«Шумовые баночки» и др.);
-игры для развития звукоподражания («Угадай, чья песенка!», «Музыкальные игрушки», «Что делает Ляля?»);
-упражнения на договаривание слов и строк;
-песенки, потешки движениями, рифмованные загадки («Мишка косолапый», «Котик-коток», «Коза рогатая», «Зайка серенький сидит» и др.);
-логоритмические упражнения (Игра «Топ-топ, хлоп-хлоп». В соответствии с текстом выполняйте движения, ребенок вслед за вами повторяет движения и звукоподражания.
Хлопать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,
Своих ручек не жалеет.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Своих ручек не жалеет.
Топать Ванечка (имя вашего ребенка) умеет,
Своих ножек не жалеет.
Топ-топ, топ-топ!
Своих ножек не жалеет.
Дыхательно-голосовые упражнения для речевого выдоха.
С этой целью детям предлагается сдуть снежинку, задуть свечу, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т. д; потянуть звуки «а-а-а-а» (Ляля плачет, «у-у-у» (волк воет, «ау» (заблудились дети,«ой-ой-ой» (укусила пчела).
Упражнения для губ и язычка
Например, улыбнуться, показав зубки -сделать «заборчик»; поочередно облизывать верхнюю и нижнюю губу – «вкусное варенье»; пощелкать язычком, показать как скачет лошадка; попеременно вытягивать губы в трубочку – «слоник», а затем улыбаться – «лягушка»; «почистить» зубы языком и др.
Вызывание у ребенка звуковых комплексов.
Ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается. Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му», у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеязычные («ди-ди», «ти-ти»). Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно также используя предметы быта. (Будем кушать кашу «Ням-ням», потом подуем в дудочку «Ду-ду!», откроем двери «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют «Бом-бом!». Вот зазвонил телефон: «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!», упали кубики «Бах! Бах!», едем машина «Би-би», прибежала кошка «Мяу-мяу», папа стучит молотком «Тук-тук!» и др.).
Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его речевом и психическом развитии; в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым, это прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Речь - это способ общения и формируется только в том случае, если она востребована.
Литература:
1. Алимпиева, О. М. Методика коррекционной работы с детьмиалаликами дошкольного возраста / О. М. Алимпиева. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 231-233.
2. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М. :РОСМЭН, 2019. – 88 с.
3. Болдырева, Д. Л. Особенности мотивации к речевому общению у безречевых детей / Д. Л. Болдырева. // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – № 4 (51). – С. 47-49.
4. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией, М. : Просвещение, 1978. — 61 с.
5. Новиковская О. А. Альбом по развитию малыша. М. :Издательство АСТ, 2019.-87 с.