Светлана Валерьевна Юсупова
Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является фундаментом развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155 [3].
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.
Поэтому целью моей работы является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Считаю, что формирование качественной развивающей предметно-пространственной среды в группе является обязательным условием для достижения результата дошкольного образования, она несёт в себе основную функцию для развития таких детских деятельностей как игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы, двигательная.
Создавая развивающее пространство в группе, придерживаюсь принципов, изложенных в "Концепции дошкольного воспитания", а так же руководствовалась принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [2].
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта, задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит и от разных причин. Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель. Помещение группы планирую таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно отдаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Для этого при зонировании использую переносные ширмы.
Среда в группе легко трансформируема[3]. Группу разделила на центры, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для всех направлений развития ребёнка [1] :
социально – коммуникативного (центр сюжетно – ролевых игр; центр уединения; центр ПДД; центр пожарной безопасности);
познавательного (центр науки;центр патриотического воспитания; центр конструктивной деятельности;центр математического развития);
речевого (центр театрализации;центр книги);
художественно – эстетического (центр искусства;центр музыки);
физического (центр движения).
Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах: открытость природе, открытость своего «Я», открытость обществу.
Одним из главных требований при создании развивающей предметно-пространственной среды считаю учет возрастных особенностей детей. Стремлюсь к тому, чтобы обстановка в младших группах была прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Дети в младшем дошкольном возрасте плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, поэтому в течение года стараюсь не переставлять оборудование в группе. Развивающую предметно-пространственную среду создаю так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий.
С 4 лет у детей резко возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная с этого возраста, уделяю большое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр. В старшем дошкольном возрасте у ребенка меняется психологическая позиция, он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада, поэтому необходимо поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Детей привлекаю к организации окружающей обстановки, вовлекаю в сам процесс преобразований, учитываю их мнение, поддерживаю инициативу по предстоящимизменениям среды.
Учитывая разносторонние интересы детей, создаются условия для проявления творчества в разнообразных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной и театрализованной игры. Этим реализую принцип активности, самостоятельности, творчества.
Развивающую предметно – пространственную среду обновляю в зависимости от сезона,а также с учётом гендерного подхода. Для мальчиков в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Для девочек чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин" и т. д. Благодаря этому каждый ребёнок может найти себе занятие по интересам.
Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, использую яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, картины, игрушки - этим реализую принцип эстетической организации среды. При окраске помещений учитываю то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдала предпочтение светло-желтому тону.
Таким образом,благодаря созданнойразвивающей предметно – пространственной среде с учётом требований ФГОС ДО, дети стали проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах детской деятельности, способны выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенны в своих силах и стали более открытыми к внешнему миру. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна [3].
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4.
2. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013.
С. В. Юсупова
МАДОУ НГО «Детский сад
общеразвивающего вида № 4 «Сказка»
г. Новая Ляля