Наталья Матвеева
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО –
ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(выступление на районном семинаре «Художественно – эстетическое
развитие детей в условиях ДОО»)
СЛАЙД 1, 2
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды (пространство организации, группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленная для реализации Программы и содержащая материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду выполняет информационную, стимулирующую и развивающую функции.
она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия.
эта среда должна строиться на основе требований ФГОС.
Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе необходимо уделять развивающей предметно-пространственной среде. Необходимо обогатить ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Их размещение, планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).
СЛАЙД 3
Требования ФГОС к РППС:
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, она содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, быть укомплектована средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими, соответствующими материалами, в том числе и расходными.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность разнообразного использования РППС в зависимости от образовательной ситуации
3. Полифункциональностьматериалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды для использования в разных видах детской активности.
СЛАЙД 4
4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость материала
5. Доступность среды предполагает : свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающими все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов, оборудования.
6. Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
СЛАЙД 5
Принципы построения РППС
Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ФГОС, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком "глаза в глаза", которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).
• Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
• Принцип стабильности - динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
• Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
• Принцип открытости - закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
• Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
СЛАЙД 6
Для того, чтобы обеспечить детям благополучное пребывание в ДОУ и насколько возможно компенсировать расставание с привычным домашним комфортом, педагогам групп немало приходиться потрудиться в создание уютной атмосферы. Для всестороннего развития используются различные центры активности детей.
Центр театрализованной деятельности - важный объект РППС, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении.
СЛАЙДЫ 7,8,9,10,11,12 ФОТО
Здесь мы приобщаем и знакомим детей с различными видами театра. Этот центр содержит:
- ширмы для настольного театра;
- маски и элементы костюмов по сказкам
- театр би-ба-бо
- магнитный театр
- пальчиковый театр
- настольные театры (плоскостные деревянные, на фланелеграфе)
- перчаточный театр
- теневой театр
- конусный театр
- театр на кружках
- платковый театр
- диски с записью музыки для театрализованных игр;
СЛАЙД 13
Центр музыкальной деятельности.
Для успешного музыкального развития дошкольника в ДОО должен быть эстетично оформленный, просторный, светлый музыкальный зал. В нашем зале присутствует музыкальный инструмент, а также ТСО: ноутбук с большой базой музыкальных файлов, музыкальный центр, микрофон, интерактивная доска.
В кабинете при музыкальном зале находятся музыкальные инструменты для детей, дидактические пособия, картотеки, игрушки, атрибуты для музыкально-ритмической деятельности, костюмы детские и взрослые и мелкие атрибуты к ним, ширмы для взрослых и детей, домик.
СЛАЙД 14
Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр. Для достижения этой цели необходимы центры музыкальной деятельности в группах.
СЛАЙД 14
В наших музыкальных уголках находятся различные картотеки дидактических музыкальных игр, загадок о музыкальных инструментах.
Подобраны и оформлены альбомы для рассматривания «Музыкальные инструменты», «Портреты великих композиторов».
СЛАЙДЫ 15,16,17,18 ФОТО
В уголках расположены различные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, маракасы, маталофоны, колокольчики, деревянные ложки, свистульки).
СЛАЙД 19
Центр изобразительного творчества
В группах нашего ДОУ создано пространство для творческой деятельности детей (столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски).
В данных центрах находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности : рисования, лепки и аппликации (краски гуашь и акварель, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, салфетки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, восковые мелки, карандаши, фломастеры, материалы для лепки). По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данным центрам имеется свободный доступ.
Слайд 20
В изоцентрах для наглядности помещены репродукции картин, портреты художников, изделия декоративно-прикладного народного искусства (дымка, гжель, хохлома).
СЛАЙД 21
Там же расположены дидактические игры для знакомства детей с различными направлениями и жанрами изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж); с произведениями живописи, декоративно-прикладным искусством; с цветами и их оттенками. Для составления сюжетных картинок в уголке имеются разные виды штампиков и трафаретов.
СЛАЙД 22,23. ФОТО
Расположение центров рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
СЛАЙД 24
Мы старались сделать развивающую предметно-пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. В группах созданы условия для разных видов детской деятельности для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно.
СЛАЙД 25
Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание развивающей предметно пространственной среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.