Елена Мельниченко
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда как основное условие развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО и учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Презентация „Развивающая предметно-пространственная среда как основное условие развития ребенка“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Среда в нашем детском саду выполняет различные функции: образовательную,
• развивающую,
• воспитывающую,
• стимулирующую,
• организационную,
• коммуникативную.
Но самое главное–она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Уличная площадка
• уличная площадка оснащена закрывающимися песочницами, малыми скамейками, домиками, имеется 1 небольшая горка, столик, двухместная и одноместная качели.
Так же на территории детского сада есть крытые навесы для прогулки в дождливое время.
РППС в нашем детском саду организована по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек.
Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, созданы условия для общения со сверстниками. В группах предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Там размещены мягкие игрушки, книги, игры.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений для детей дошкольного возраста делится на три зоны:
рабочая зона деятельности
- спокойная зона деятельности
активная зона деятельности
В группах созданы центры активности:
• Центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, с буквами и слогами; опыты и эксперименты);
• центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
• игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
• литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;
• спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию о здоровье сберегающей деятельности детей.
Эти центры делятся на некоторые микро центры
Центры Микро-центры
Центр познания Центр экологии
Центр занимательной математики (сенсорики)
Центр строительно-конструктивных игр
Нравственно-патриотический центр
Центр творчества Творческая мастерская
Музыкально-театрализованный центр
Игровой центр Центр сюжетно-ролевой игры
Музыкально-театрализованный центр
Литературный центр Мир книги
Речевое творчество
Спортивный центр
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
РППС организована с учётом требований ФГОС ДО, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Рассмотрим организацию РППС с учетом образовательных областей.
Направление: Социально-коммуникативное развитие.
При проектировании РППС мы стараемся учитывать принципы половых и возрастных различий детей. В группах подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Хозяюшки» «Больница» для девочек. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы»
В группах расположены центры строительно-конструктивных игр, в которых в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, аппликации.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению
Созданию центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей возрастных групп. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
В новом учебном году воспитатели пополнили данный центр лэпбуками.
Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Направление: Речевое развитие.
В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал по лексическим темам и для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе
«Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Направление: Физическое развитие
Яркий, веселый, физкультурный уголок Он реализует потребность детей в двигательной активности Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей
Таким образом, РППС в наших группах создает атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает его в собственном развитии.
Выполнение требований к РППС
РППС должна быть:
• безопасной,
• содержательно-насыщенной,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• вариативной,
• доступной.
Безопасность РППС
• Все конструкции, мебель, оборудование надежно закреплены.
• Все оборудование и игровой материал соответствуют требованиям САНПИНа.
• Освещение в помещениях проходят специальную проверку, ведется
контроль над исправностью ламп, замена всегда своевременная.
• две группы оснащены мебелью по росту детей.
Насыщенность РППС
• Наполнение среды соответствует принципу «необходимо и достаточно»;
уличные площадки не достаточно оснащены игровым оборудованием;
каждый центр стараемся наполнять материалом в соответствии с сезоном
года, темой программы, интересами ребенка.
• Насыщение соответствует содержанию ОП ДО, гендерным и возрастным
потребностям, индивидуальным потребностям детей и педагогов.
Трансформирование
Каждое помещение ДОУ имеет возможность для изменения пространства за
счет мобильного оборудования: стульев, столов.
Полифункциональность
В арсенале детского сада и каждой группы достаточно материала, обеспечивающего возможность для различного их использования: природный и бросовый материал; мягкие модули, коллекции детских звуковых и музыкальных инструментов и др.
Вариативность
В ДОУ есть место для хранения сменного игрового, демонстративного и дидактического материала, медиотеки, которые позволяют привносить и
менять насыщение группы по потребностям.
Доступность:
• помещения ДОУ не доступны и не приспособлены для по-
сещения детей с ОВЗ.
Организован и работает сайт с версией «для слабовидящих», вся инфор-
мация по образовательному процессу, нормативной базе доступна для
ознакомления через сайт ДО.
• Все игровое оборудование находится в открытом доступе ребенка на вы-
соте его роста и в поле его зрения; педагоги знают и имеют возможность
использовать материалы других групп и специально оборудованных по-
мещений; в детском саду действует понятие «общая база пользования».