Рина Шехтман
Организация методической работы с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Несомненно, выбор формы и методов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов, зависит от решаемой задачи
Организация методической работы с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации
В новейших государственных документах по развитию российского образования (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155; Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» и др.) определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества. Вместе с тем, решение проблемы перехода на новый качественный уровень невозможно без обеспечения повышения качества кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Организация методической работы с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
По «Закону об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование включено в систему общего образования, следовательно, на него распространяются все права и обязанности, возложенные государством на дошкольную организацию, в том числе права, свободы, социальные гарантии, обязанности и ответственность руководящих и педагогических работников за реализацию образовательной деятельности. Педагогические работники обладают :
- свободой преподавания, выражения своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность;
- свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
- правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания;
- правом на выбор учебников, учебных материалов и иных средств воспитания и обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
- правом на участие в разработке программ;
- правом на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
- правом на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами; образовательными, методическими и научными услугами;
- правом на участие в управлении образовательной организацией.
Реализация данных прав и свобод осуществляется в процессе профессиональной деятельности по созданию условий для достижения нового качества образования, новых образовательных результатов, адекватных современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства с применением педагогически обоснованных форм, методов воспитания и обучения. Педагогическим работникам предоставляется возможность (приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 №1897 «О введении ФГОС ООО» п. 21) эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности. Данное условие может быть исполнено только при наличии научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников с соблюдением принципов постоянства и системности (п. 22).
Однако количественный анализ результатов диагностического исследования оценки мотивационной среды в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования г. о. Тольятти в 2014 году, показал, что некоторые показатели, по которым производилась оценка мотивационной среды дошкольной образовательной организации, находятся на среднем уровне (методики : «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности», Т. Л. Бадаев; «Структура мотивации трудовой деятельности», К. Замфир).
Так, в этом учебном году педагоги отмечают, что:
• имеют недостаточно времени для освоения или разработки нововведений;
• не уверены, что реакция коллег на их успехи будет всегда позитивной;
• четко не знают, каких результатов в работе ждет от него организация;
• считают, что об их неудачах обязательно станет известно руководству.
Возможными причинами могут быть:
- отсутствие целенаправленности в обеспечении стратегии развития кадрового потенциала;
- недостаточный уровень организационной и коммуникативной культуры;
- иррациональность используемых форм работы с персоналом, их бессистемность;
- непоследовательность в работе с персоналом, отсутствие четкой выстроенной системы работы по повышению квалификации сотрудников.
Выявленные негативные тенденции затрудняют внедрение инноваций в профессиональную деятельность, мешают педагогам максимально раскрыться и реализовать имеющийся потенциал. В такой патовой ситуации трудно заниматься саморазвитием и самореализацией. Тем не менее, кадровый потенциал работников и характеризует способность дошкольных организаций к решению проблем инновационного развития на основе высокой нравственности, интеллекта, компетентности, профессиональной активности и мобильности. По уровню кадрового потенциала судят о качестве деятельности дошкольных организаций.
Таким образом, определяется задача методической работы - создание механизма, позволяющего адекватно и гибко реагировать на актуальные запросы педагогов по осуществлению профессиональной деятельности согласно требованиям ФГОС, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению непрерывности их профессионального и личного развития, самореализации.
В основу механизма данной деятельности должен быть положен индивидуально-ориентированный подход:
- с ориентацией на достижение «зоны ближайшего развития» каждого педагога;
- сочетающий индивидуальные и групповые формы работы с педагогами с наличием конструктивного профессионального диалога;
- включающий использование методов стимулирования творческого роста и инновационной деятельности.
Основным органом управления в образовательном учреждении организации является педагогический совет, который определяет направленность деятельности методического совета с его первоочередной задачей реализации деятельности в соответствии с ФГОС. И уже методический совет определяет механизм достижения поставленной задачи:
- определение условий реализации ФГОС ДО в конкретном учреждении;
- определение целевых ориентиров повышения кадрового потенциала в современных социально-экономических условиях;
- разработка модели повышения кадрового потенциала, необходимого для осуществления профессиональной деятельности по современным стандартам.
Реализуя принципы методической работы с педагогическим коллективом, необходимо помнить о целенаправленности и комплексности всех реализуемых мероприятий. И не следует предпочтение отдавать только интерактивным формам обучения на рабочем месте, которые, несомненно, дают положительные результаты, задействуя сразу несколько каналов восприятия и трансформации информации, но применять и традиционные формы работы с персоналом, которые будут более рациональными и менее энерго- и времязатратными в осуществлении. К таким формам относятся:
- работа по инструкции, памятке, методике, плану;
- наставничество;
- делегирование;
- педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги;
- информационно-просветительские мероприятия научно-методической и нормативно-правовой направленности;
-совещания;
- консультации;
- семинары, практикумы, проектно-аналитические сессии;
- демонстрация открытых мероприятий;
- участие в конкурсных мероприятиях;
- самоанализ и самооценка результатов деятельности более опытного педагога;
- работа в составе проектных команд, в том числе и по введению ФГОС в дошкольной организации; творческих групп и др.
Несомненно, выбор формы и методов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов, зависит от решаемой задачи. И не важно, традиционные они или новационные. Важно, чтобы они были целесообразными. В любом случае, лучший эффект может быть достигнут при комплексном использовании методов обучения с адекватной оценкой имеющегося кадрового потенциала, уровня личной и взаимной ответственности сотрудников, наличия ресурсов для реализации запланированных воздействий и системой контроля за продвижением педагогов к новому. Считаем, что только в этом случае возможно принятие всеми педагогами системы ценностей современного образования и идеологии ФГОС.