Галина Касаджик
Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметно-пространственная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Публикация «Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ,» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду.
Цели и задачи мини-музея :
Реализация направления музейной педагогики.
Обогащение предметно-пространственной среды.
Обогащение познавательного процесса новыми формами.
Формирование у дошкольников представлений о музее.
Расширение кругозора.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Формирование активной жизненной позиции.
Задача при организации музея.
Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Условия:
приоритетность регионального культурного наследия;
интегративность знаний;
удовлетворение потребностей в познании;
диалогичность;
развитие ребенка в деятельности;
опора на эмоционально-чувствительную среду ребенка.
Профили музея :
краеведческий с широкой или конкретной тематикой;
этнографический;
естественнонаучный;
одного образа.
Жанры:
Музей-экспозиция
Музей-лаборатория
Музей-театр
Музей-игротека
Музей-мастерская (студия)
Методы и приемы:
Наглядные
Практические
Исследовательские
Игровые
Словесные
Опрос населения, анкетирование
Встречи с интересными людьми
Формы работы:
С родителями:
- проведение досугов;
познавательное сотрудничество;
«аналитическое» сотрудничество;
сотрудничество в рамках музейной педагогики.
С детьми:
НОД;
экскурсии;
беседы;
экспериментирование;
прогулки-походы;
развлечения, досуги.
При организации мини-музея коллекций в группе провели беседу и консультацию с родителями: «Об актуальности и важности музейной педагогики». Определили темы коллекций, выбрали место для размещения. Разработали план мероприятий с детьми. Посетили музей нашего города с целью расширения кругозора и познавательной активности детей.
Посетили выставку, организованную районной детской библиотекой на тему «История казачьего быта», где ребята познакомились с предметами домашней и хозяйственной утвари казаков. После посещения выставки возникла идея создания макета Кубанского казачьего подворья. А в читательном зале детской библиотеки дети познакомились с главными музеями нашей страны, для чего создаются музеи и с какой целью их посещают люди.
После предварительного проведенной работы по созданию мини-музея в группе родители и дети с интересом подключились к сбору экспонатов для музея. Важно, что в их создании принимали участие не только сами ребята, но и их мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья. Наш мини-музей интерактивен : есть предметы, которые можно трогать, рассматривать и даже играть. Эта особенность привлекает детей, у них проявляется интерес, а значит, обучение становится более эффективным.
Основное назначение нашего мини-музея – развивающее : дети знакомятся с историей возникновения экспонатов, учатся играть с ними, сочиняют сказки о них, отгадывают загадки.
Дети приобщаются к миру искусства и театра. Им предоставляются условия как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе.
Одними из первых коллекций нашего мини-музея были «коллекции шкатулок», коллекция открыток «цветы» и «марок», «коллекция декоративных свечей и статуэток», коллекция мини-игрушек брелков и «киндер-сюрпризов».
Большой популярностью в нашей группе пользовался мини-музей коллекции «новогодней елочки», который был организован в преддверии Нового года. Все елочки были разными и неповторимыми: из макарон, шишек, конфет, лампочек и т. д.
Наши коллекции постоянно меняются, в зависимости от тем и интересов детей. Рассматривая коллекции в нашем мини-музее мы руководствуемся таким девизом:
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то – для чего-то,
Это Что-то – из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то,
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то…