Светлана Ткаченко
Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народная педагогика как основной источник народной педагогики»
Миссия проекта
Проект предназначен для педагогов и родителей, психологов и логопедов
Актуальность проекта:
Проблема формирования гармонически развитой личности приобретает сегодня особую остроту в связи с тем, что кризисные периоды уходящего века практически предали забвению одну из наиболее действенных, проверенных поколениями педагогических систем, а именно - народную педагогику, аккумулирующую многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики» размещена в разделах
Цель проекта:
Изучение народной педагогики, как основного источника воспитания детей дошкольного возраста
Мы считаем, что духовно-нравственные качества личности можно развивать у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.
В контексте ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие воспитываемых на основе их приобщения к национальным ценностям.
Работая над этим вопросом, мы обратились к народной педагогике
Необходимо донести до сознания ребёнка, что он является носителями народной культуры. Для этого необходимо обратиться к истокам, и, в первую очередь, к фольклору. Фольклор – это основное средство народной педагогики. содержание отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
Ребёнок, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся и в горе и в радости, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
. Предмет дошкольной педагогики - процесс воспитания детей дошкольного возраста, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. среди которого он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогическогоматериала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, должны держать в памяти большой запас песенок,, потешек. Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ.
Исследователи народной педагогике Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга.
Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т. д. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Народная педагогика всегда была тем источником, из которого с древних времен люди черпали идеи, способствовавшие формированию личности, подготовке подрастающего поколения к жизни. Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на материальные и духовные достижения предшествующих поколений.
.
В современных условиях педагоги дошкольного образования при внедрении ФГОС, с удовольствием опираются на народные традиции.
Решающее значение в достижении поставленных целей приобретает качество взаимодействия взрослого с детьми. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия ребёнка во всех его проявлениях, формирование толерантности и гражданской идентичности является основным условием полноценного социально - коммуникативного воспитания в условиях ДОУ. При этом большим подспорьем в организации образовательной работы должна стать именно народная педагогика. Таким образом мы видим, что дошкольное образование опираясь на народную педагогику, воспитывает всесторонне развитую личность (ребенка).
Сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
Сказки – сокровищница педагогических идей.
По данным анкетирования родителей, мы узнали, что детям нравятся больше всего волшебные сказки.
Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности.
В заключение, хочется отметить еще один немаловажный момент. На наш взгляд, он не менее ценен, чем все вышеперечисленные достоинства, открывающиеся в процессе чтения книг. Время, которое родители проводят с ребенком, сближает их и в дальнейшем поможет открыто общаться между собой, делясь самыми сокровенными чувствами и мыслями.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста.
В сказках отражается реальная человеческая жизнь. Отсюда её познавательное значение.
Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.
Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высокохудожественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение.
.
Таким образом, сказки, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Возрождение народных традиций в сказках поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики, и окажет огромное влияние на воспитание здорового психически и физически подрастающего поколения.