Наталия Фокина
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Ветер-невидимка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о таком природном явлении, как ветер, о его значении для человека и окружающего мира; устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы и в играх-ТРИЗ; Учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приёмами.
Предварительная работа: Организовать наблюдение за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; Познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идёт о ветре.
Публикация «Развивающая образовательная ситуация на игровой основе „Ветер-невидимка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование и материалы: два «портрета» ветра, набор картинок для игры «Польза – вред»; соломинки-трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды; таз с водой, клеёнка, кораблик с парусом.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
Что это?
Дети: Ветер!
Воспитатель: Можно увидеть ветер (Нет) Поэтому его и называют Невидимкой. потому, что его нельзя увидеть глазами. Его можно почувствовать. А ещё ветер можно услышать. Давайте послушаем, как звучит ветер (Аудиозапись).
А какой бывает ветер?
Ответы детей (сильный, слабый, холодный, тёплый)
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Ответы детей (посмотреть в окно на деревья)
Воспитатель: Давайте подойдём к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети называют то, что видят, делают вывод, есть ли на улице ветер.
А что умеет делать ветер? (ответы детей)
Много разных дел может сделать ветер – и хороших, и плохих. Увидеть ветер невозможно, но однажды один художник-волшебник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает два «портрета» ветра) Как вы думаете, какой ветер добрый, какой злой?
Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисовано то, что сделал ветер. Давайте посмотрим на них и решим, какие это дела.
Игра «Ветер добрый – ветер злой» (польза - вред)
-А теперь давайте с вами превратимся в деревья!
Наши ноги – это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Имитационная игра «Дерево»
- Подул лёгкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнёт их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
-А теперь мы снова стали детьми…
Воспитатель: А что можно сделать, чтобы прямо сейчас почувствовать ветер?
Дети: Помахать рукой, подуть друг на друга, открыть форточку…
Воспитатель раздаёт детям веера.
-Попробуйте создать лёгкий ветерок, чтобы освежить себя. (Дети обмахиваются веерами).
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой)
Сейчас море спокойное, нет волн, вода не двигается. А что надо сделать, чтобы появились волны? (Подуть на воду)
Воспитатель предлагает подуть на воду. Образуются «волны».
Воспитатель предлагает спустить на воду лёгкий кораблик. Он не тонет и не двигается.
-Почему наш кораблик не плывёт?
Дети: Нет ветра.
Воспитатель: Что можно для этого сделать?
Дети: Подуть, чтобы появился ветер.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель может прочитать стих. А. С. Пушкина про кораблик.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Воспитатель: А теперь представьте, что вы стали волшебниками-художниками, а ветер будет вам помогать рисовать.
Дети рисуют, выдувая краску из трубочек (По примеру воспитателя).