Яковлева Наталия
Развивающая игра по развитию речи «Дидактическая шкатулочка» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Дидактическая шкатулочка» своими руками.
Автор игры воспитатель: Яковлева Наталия Петровна.
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с цветом, ознакомление с временами года.
Публикация «Развивающая игра по развитию речи „Дидактическая шкатулочка“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2021
Игра «Дидактическая шкатулочка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи детей, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Описание игры «Дидактическая шкатулочка»
Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.
Игра «Дидактическая шкатулочка» изготовлена из круглой коробки из-под конфет. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным секторами из цветного картона.
Дно изнутри состоит из секторов четырех основных цветов — синий (зима, зеленый (весна, красный (лето, желтый (весна).
Крышка изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги.
Дно коробки снаружи разделено на 4 сектора из четырех цветов - белый, серый, оранжевый, коричневый. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса рыжая, медведь бурый, волк серый.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Как использовать игру «Дидактическая шкатулочка»
Игру можно использовать для развития речи, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок, для знакомства детей с цветом, с временами года, алфавитом, цифрами.
Варианты заданий с игрой.
На диске из 4х секторов основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый)
Игра «Круглый год»
Цель: учить детей называть времена года, закрепление представлений детей о характерных особенностях времен года; чередовании, последовательности сезонов, месяцев года; развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; активизировать и обогащать словарь; развивать мелкую моторику.
Ход игры: взрослый загадывает загадки (хаотично) : Кто, угадай-ка Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки - над миром пушинки (зима)
Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна… Зовут меня (весна)
Зеленеют луга, в небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться. (лето)
Плащ золотистый она надевает, тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы (осень)
Дети берут соответствующие карточки с временами года и раскладывают их в соответствии цикличности и цвету на диске, называя времена, объясняя свои действия и описывая характерные признаки этого времени.
«Подбери пару» прикрепить красные прищепки к красному сектору, синие к синему и так далее в соответствии с цветом секторов.
Варианты игры:
Найти нужный сектор для летнего дерева, зимнего, осеннего, весеннего и объяснить свои действия.
Прикрепить прищепки нужного цвета и количества к определенному времени года (например 3 синие прищепки к сектору зима).
На классификацию используя «Блоки Дьенеша». Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму).
Игра «12 месяцев»
Ход игры: дети бросают кубик, в соответствии с количеством точек на кубике, находят месяц под этой цифрой и кладут их в соответствии цикличности и цвету на диске, называя месяц, объясняя свои действия и описывая характерные признаки этого месяца. В итоге все месяцы должны найти свое место.
Варианты игры:
Можно индивидуально, задавая вопросы. Назовите времена года по порядку, начиная с зимы. Сколько всего времен года? Какое время года самое жаркое? Назовите месяц, с которого начинается год. Сколько месяцев в году? Отметьте на круге месяц, на который приходится ваш день рождения.
Найти в алфавите первую букву в названии месяца и положить ее в соответствующий сектор. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца ( например: март – «М» — молоко, мыло и т. д.)
При помощи кубика ребенок находит месяц, а если он правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку определенного цвета на соответствующий сектор, находит соседей месяца, назвать их и объясняют свои действия ( например: цифра 1 – это январь, соседи января – это декабрь и февраль).
На диске из 8ми секторов цветов радуги.
Игра «Составь предложение»
Ход игры: на диске из 8 секторов ближе к центру разложены цифры, а в нижней части предметная картинка (существительное). С помощью кубика ребенок находит картинку и придумывает предложение.
Игра «Кто где живет»
Ход игры: на диске из 8 секторов ближе к центру разложены цифры, а в нижней части картинка с изображением животного, птицы, насекомого. С помощью кубика ребенок находит животное, которому необходимо найти домик из разложенных на столе карточек с изображением домика.
Игра «Кто что ест»
Ход игры: принцип игры тот же самый, что и в игре «Кто где живет»
Варианты игры:
Ближе к центру разложены цифры, а в нижней части карточки с изображением действия. С помощью кубика ребенок находит картинку с изображением действия и называют, как можно больше слов на это действие ( например: прыгает – заяц, белка, кузнечик).
Ближе к центру разложены цифры, а в нижней части карточки с предметными картинками. С помощью кубика ребенок находит картинку и должен найти первую букву в разложенном на столе алфавите, с которой начинается слово или последнюю.
Ближе к центру разложены цифры, а в нижней части карточки с предметными картинками. С помощью кубика ребенок находит картинку, называет слово, считает, сколько слогов в слове и прикрепляет нужное количество прищепок.
На диске из 4х секторов белого, оранжевого, коричневого, серого цветов.
Игра «Назови, какого цвета животные»
Цель: развивать грамматическую речь ребенка для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ.
Ход игры: разместить картинку черно-белого изображения зверей или птиц в соответствующем по цвету секторе и назвать их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий); для детей младшего возраста карточки использовать с цветным изображением зверей и птиц.
Варианты игры:
Ближе к центру разложены цифры. С помощью кубика ребенок находит цифру и соответствующий цвет сектора и кладет на него картинку с изображением зверя или птицы и называет действия, как они могут передвигаться.
Игры с прищепками.
Игра «Четвертый лишний»
Ход игры: на карточках изображены овощи и фрукты. Необходимо прикрепить прищепку к четвертому лишнему и объяснить свои действия.
Игра «Посчитай и прикрепи»
Ход игры: на диске из 8ми секторов разложены цифры. Необходимо прикрепить столько прищепок к сектору, какая цифра указана.