Людмила Поспелова
Развитие связной речи и логического мышления у детей с ОВЗ через моделирование
▼ Скачать + Заказать документы
Развития связной речи и логического мышления у детей С ОВЗ, через моделирование
Консультация
Поспелова Л. И.
«… Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями».
Публикация «Развитие связной речи и логического мышления у детей с ОВЗ через моделирование» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Система формирования навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Принципы организации коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи.
Определяя основные разделы системы обучения навыкам связной речи, следует исходить из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно.
• Принцип единства диагностики и коррекции и качественного анализа результатов обследования
• Принцип взаимообусловленности развития речи и мышления.
• Принцип учета ведущей деятельности.
• Принцип коммуникативной направленности.
Направления работы:
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности
Задачи:
• Уточнение, обогащение и активизация словаря (притяжательными прилагательными, местоимениями, наречиями, синонимами, антонимами);
• Формирование правильного звукопроизношения;
• Формирование фонематического внимания и слуха, звукового анализа и синтеза;
• Работа над просодической стороной речи;
• Коррекция грамматического строя речи;
• Целенаправленное формирование функций речи (планирующей и регулирующей);
• Изучение восприятия и понимания текстов различной сложности;
• Формирование понимания синтагматических отношений между словами, точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях;
• Формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
• Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
• Развитие творческих способностей;
• Обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
• Развитие понимания и дифференциация грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
• Формирования предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
• Ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Этапы работы.
Подготовительный этап – диагностика и комплексное обследование ребенка. Коррекционная работа на подготовительном этапе должна проводиться дифференцированно, различаться по продолжительности, в связи с индивидуальными особенностями детей, преимущественным нарушением интеллектуальной или эмоционально-волевой сферы, характером речевого нарушения.
1. Этап: Уточнение, обогащение и активизация словаря.
2. Этап: Работа над составлением предложений.
3. Этап: Пересказ.
4. Этап: Составление описательного рассказа.
5. Этап: Составление рассказа по сюжетной картине.
6. Этап: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
7. Этап: Составление рассказа из личного опыта.
Дидактический и речевой материал:
1. Предметные картинки по лексическим темам;
2. Сюжетные картинки;
3. Обучающие плакаты;
4. Серии сюжетных картин;
5. Схемы предложений и рассказов; Мнемокарты; Мнемотаблицы
6. Стихи и рассказы в картинках;
7. Магнитные картинки «Времена года»;
8. Дидактические игры;
9. Развивающие игры;
10. Иллюстрации;
11. Речевой материал по лексическим темам (стихи, пословицы, скороговорки, загадки, поговорки, чистоговорки);
12. Карточки на звуки;
13. Ребусы;
14. Трафареты ;
15. Конспекты занятий.