Екатерина Булхиева
Развитие звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема подготовки детей к обучению в школе – одна из важнейших в современной педагогике и логопедии.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т. е. сформированность фонематической системы.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа.
Таким образом, необходимой ступенью в овладении грамотой и предупреждении специфических ошибок является формирование фонематического анализа в дошкольном возрасте.
Что же такое фонематический анализ?
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Работа по формированию фонематического анализа с учётом сложности его различных форм. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого, перед каким звуком). Эта форма, так называемого, полного звукового анализа, появляется лишь в процессе специального обучения.
Формированию навыков фонематического анализа у детей можно условно разделить на три этапа:
1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.
2. В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласный + согласный, прямые слоги типа согласный + гласный, а затем слова СГС ( например: лак).
3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
различать изученные звуки;
знать гласные звуки первого ряда и звук И;
знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные
признаки (твердость - мягкость, звонкость - глухость);
выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак, двусложных (лапа, трехсложных (малина);
определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
определять линейную последовательность звуков в слове;
определять количество звуков в слове.
Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры, определять последовательность слогов в слове и их количество.
Этапы формирования звукового анализа через игровую деятельность
1. Определение наличия звука в слове Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
Игра «Чудо-дерево».
Предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
2. Вычленение звука в начале слова Я знаю 5 слов на звук «С» : слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.
Звукоедик. .ыба (рыба, .от (кот, .кно (окно)
Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н»
3. Вычленение звука в конце слова Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
4. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло, а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
Назови мягкую пару.
5. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
Определение количества слогов в слове Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.
Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
6. Полный звуковой анализ и синтез слов • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ
Лучше всего организовывать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной детской деятельности — игры. Эффект от таких занятий будет гораздо выше, дети отнесутся к игровому обучению как к развлечению и приятному общению со взрослым. Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр в работе позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.