Светлана Tарасова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников должно предусматривать не только со-общение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определят успешность обучения их в школе. Особенности развития элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения указывают на необходимость повышения эффективности обучения и воспитания этой категории дошкольников с целью успешного овладения ими программного содержания по математике. Мы рассмотрим содержание коррекционно-педагогических приемов и способов повышения эф-фективности обучения слабовидящих детей с учетом возрастных, индивидуальных и специфических особенностей их развития. В связи с этим определяющее значение приобретает принцип развивающего обучения и связи его с жизнью.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большое внимание на занятиях мы уделяем развитию интереса к математике, формированию желания узнавать в предметах и объектах окружающей действительности качественные и количественные признаки. Чтобы пробудился подобный интерес, необходимо вызвать у детей удив-ление перед увлекательными математическими явлениями. С этой целью на первом занятии можно пробудить у детей желание считать предметы окружающей действительности, находить те явления, которые можно количественно выделить: мебель, посуду, игрушки и т. д. Все занятия по развитию представлений о счете и числе мы организовываем таким образом, чтобы дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи: «Сколько в спальне кроватей? Больше или меньше, чем детей в группе? Сколько посуды: чашек, ложек и т. д. ?». Беседы и экскурсии по детскому саду, на участке, на улице наглядно иллюстрируют детям роль счетной деятельности в жизни человека. Слабовидящие дети учатся считать, опираясь на слух, осязание, зрение. Дети могут посчитать количество световых сигналов настольной лампы и соотнести это количество с количеством звуков дудочки. Или после счета на осязание камушков, желудей, находящихся в мешочке, дети соотносят их с количеством световых сигналов электрического фонарика. Подключение всех сенсорных функций в процесс формирования понятия числа и счета ведет к активному развитию навыков счетной деятельности, и вызывает у детей интерес к счету различных предметов и явлений. У многих наших детей затруднено восприятие движущихся объектов. В обучении мы учим считать и выделять движущиеся объекты. Такие упражнения развивают глазодвигательные функции, активизируют зрительное внимание и память детей. На занятиях по математике для этого хорошо использовать теневой театр. Дошкольники прослеживают количество зверей, прошедших в домик, где живет заяц; какие предметы и сколько промелькнули на экране и т. д. В других заданиях они считают количество хлопков в ладони, прыжки, взмахи флажками, прокатившиеся по столу шарики и другое. Недостаточность зрительной ориентации при выделении количественных и качественных характеристик предметов окружающей действительности приводит к затруднениям при выполнении детьми различных практических заданий. Мы применяем разнообразные игровые задания типа поиска: «Назовите самые высокие пять предметов и три самых низких», «Найдите в комнате три толстых и пять тон-ких предметов», «Чего в комнате по четыре, по пять и т. д.», «Составьте число пять, шесть из предметов квадратной формы», «Составьте число семь, восемь из различных предметов, находящихся в спальне, игровом уголке». Широко применяем на занятиях по математике мы устные диктанты, в задачу которых входит обучение детей внимательному восприятию словесных установок педагога и соотнесению слова и практического действия. Например: полоска бумаги разделена вертикально на три равные части. Слева надо нарисовать восемь кругов, справа шесть, в середине следовало изобразить число, соседнее числам восемь и шесть. А еще игры «Найди соседей числа», «Назови пропущенное число» и т. д. Большое внимание мы уделяем закреплению формирующихся представлений в играх, труде и повседневной жизни. Дети считают предметы ухода за растениями и животными, цветы на подоконниках, пуговицы на своей одежде, окна домов, количество игрушек в игровом уголке, рисунки на тканях, цветные карандаши, количество шагов до участка детского сада, количество листьев на ветке и т. д.
Большие потенциальные возможности для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения имеются в игровой деятельности, поэтому многие задания у нас носят игровой характер. Игры типа «поиска» предметов в пространстве по заданной схеме способствуют пониманию и практическому воспроизведению конкретных пространственных ситуаций. По мере того, как у детей формируется навык чтения схем, можно предлагать им самим создавать на конкретную окружающую обстановку свои схемы-рисунки. Широко применяем такие игры, как «Найди предмет», «Кто быстрее», «Угадай, где спрятано», «Что слева, что справа?». В играх на соревнования навыки пространственной деятельности формируются значительно свободнее и непринужденнее. Это особенно важно учитывать при организации работы с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как ограниченные зрительные возможности приводят к снижению их двигательной активности, боязни пространства. В игре же они чувствуют себя более уверенно и стремятся добиться положительного результата. Зная, что истинное отражение пространственных категорий воз-можно только на уровне словесной ориентации, серьезное внимание уделяется формированию словесных умений обобщать свои практические действия. Например, после экскурсии по групповой комнате, лечебным кабинетам и другим помещениям детского сада можно предложить сочинить загадки о размещении вещей в этой окружающей их обстановке. Например: «Чтобы туда придти, надо по лестнице спуститься на один этаж, потом повернуть налево. Войдешь и увидишь, ребята лечатся». Большие возможности для развития ориентировки в большом пространстве заложены в подвижных и спортивных играх, можно использовать их даже на занятиях по математике. Это такие игры, как «Найди свой круг», «Кто скорее пробежит по дорожке». В свободное от занятий время можно вспомнить с детьми о их доме, о расположении вещей в их квартире, вести беседы о том, как проехать к ним домой, рисовать путь следования, расположение-дома на улице.
У слабовидящих детей возникают трудности при составлении задач. Вначале дети учатся составлять задачи-драматизации, где они сами действовали, затем применяют игрушки, картинки, пособия для составления задач-иллюстраций и только на более позднем периоде переходят к решению устных задач. Дети затрудняются в самостоятельном выборе ситуаций для содержания задачи. Нами было замечено, что они подражают при этом друг другу. Например, если первый ребенок составил задачу со словом «купили», то и последующий за ним сохраняет в своей задаче это же слово. Для формирования самостоятельности при выборе сюжета задачи предлагаются темы: о магазине, детском саде, школе, движении транспорта, спорте и т. д. В связи с недостаточностью зрительных представлений у детей довольно часто наблюдается при решении задачи интерес к предметному содержанию задачи, из-за чего математический смысл ее уходит как бы на задний план. Поэтому на начальных этапах обучения в содержание задачи входят предметы и объекты, хорошо знакомые детям. Чтобы научить детей быть самостоятельными при решении задач, предлагаются карточки, на которых изображены различные математические ситуации (На ветке сидят пять синиц, одна улетает. На лугу играют шесть мальчиков, а два убегают в домик.).Так каждый из детей имеет на картинке свои сюжет и числа. Следует составить и решить задачу, а затем рассказать.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений предусматривается применение таких математических заданий, которые были бы направлены на формирование математических знаний и представлений и в то же время способствовали развитию зрительного восприятия, активизации и упражнению зрительных функций. Врачи-офтальмологи предлагают применять в зависимости от степени остроты зрения и рефракции (гиперметропической или миопической) пособия соответствующего размера. При гиперметропии (дальнозоркости) предлага-ется усиленная нагрузка и применение пособий более мелкого размера. При миопии (близорукости) не допускается перенагрузка зрения и пособия предлагают более крупного размера. Рассмотрим на конкретных примерах сочетание задач коррекции в целях устранения вторичных отклонений в развитии ребенка и формирования представлений о математических явлениях. Для упражнения детей в составлении числа из единиц или двух меньших чисел можно предложить задание на обводку по контуру соответствующего количества предметов. Например, чтобы составить число пять, берут три квадрата и две пирамидки в контурном изображении. Дети обводят их. В процессе обводки активно упражняется зрение, кроме того, закрепляется представление о форме предметов и соответственно формируются представления о составе числа из двух меньших. На этом же занятии тем детям, которым нужен охранительный зрительный режим, можно дать объемные предметы. Им обводка врачами не показана, и математическое задание они выполняют с игрушками. При выполнении математического задания внимание детей в основном фиксируется на результате, а рисование остается как бы автоматическим действием. Однако для упражнения руки в плане подготовки к письму и рисованию такие упражнения можно считать весьма полезными. Для повышения интереса к заданиям на занятиях применяется разнообразный материал. Если в методике массового детского сада в подготовительной к школе группе больше используется плоскостной материал, то на наших занятиях чаще применяется объемный. Это необходимо для обогащения зрительных представлений детей об объеме, величине предметов. В середине занятия для всех детей проводится физкультурная минута, в задачу которой ставится снятие зрительного напряжения и предоставление возможности отдыха для глаз. Здесь дети подходят к окну, рассматривают разные объекты, находящиеся вдали (деревья, столбы и т. п., выполняют различные двигательные упражнения и т. д.
Обучение математике тесно связано с изобразительной деятельностью, игрой, трудом и разными занятиями бытовой деятельности. Знания, полученные на занятиях по математике, дети применяют в разнообразных видах деятельности, что способствует не только их закреплению, но и разностороннему обогащению чувственно-практического опыта детей, развитию их познавательной деятельности. Таким образом, благодаря такому подходу к проблеме в предлагаемых детям играх-упражнениях комплексно решаются общеобразовательные, воспитательные и коррекционно-восстановительные задачи.