Татьяна Решетова
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей со значительным снижением интеллекта
▼ Скачать
Практика показывает, что у детей со значительным снижением интеллекта эмоционально – волевая сфера характеризуется низким уровнем развития. Их переживания примитивны, полюсны, дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. У ребенка со значительным снижением интеллекта очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Так, повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа. Одно из приоритетных направлений работы по развитию эмоционально – волевой сферы у детей со значительным снижением интеллекта является развитие эмоциональной отзывчивости.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей со значительным снижением интеллекта» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.
Эмоциональная отзывчивость детей понимается нами в первую очередь как:
• умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
• способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
• эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Исследование развития эмоциональной отзывчивости у детей со значительным снижением интеллекта является крайне актуальной проблемой, имеющей большую практическую значимость.
В процессе коррекционной работы педагог-психолог развивает эмоциональный мир ребенка, вырабатывает адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.
Коррекционная работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей со значительным снижением интеллекта проходит по следующим направлениям:
1. Развитие представлений об эмоциях;
2. Формирование ценностных представлений:
• нравственных (доброта, дружба)
• социальных (семья, Родина)
• эстетических (красота, гармония)
3. Развитие потребности в использовании социального опыта.
У детей со значительным снижением интеллекта наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально – личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Нередко даже отношение к матери лишено адекватной положительной эмоциональной окраски. Задерживается процесс формирования системы – мы, которая является результатом делового сотрудничества взрослого и ребенка в предметной деятельности. Вследствие этого выделение собственного «я из системы мы», не только запаздывает во времени, но слабо выражено. Ребенок практически не стремится к самостоятельности и остается индифферентным к своим достижениям.
Ребенок со значительным снижением интеллекта плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия происходит медленно, с большим трудом. Дети проживают социальную жизнь рядом, но не вместе. Все вопросы решаются посредством взрослого.
Объяснить недоразвитие личностных новообразований только органическими нарушениями неправомерно, во многом это связано с дефицитом эмоционального и делового общения взрослого с младенцем в раннем детстве. Вследствие причин биосоциального характера у детей со значительным снижением интеллекта обнаруживается недоразвитие эмоционального и коммуникативного поведения, предметных действий, познавательных функций речи, Я – позиции, стремления к самостоятельности, потребности в похвале, поддержке со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.
В формировании эмоциональной отзывчивости детей со значительным снижением интеллекта важную роль играет характер взаимоотношений ребенка и значимого взрослого (педагог, родитель). Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Наша практика показывает, если педагог расположен к ребенку, радуется его успехам и сопереживает неудачи, то ребенок со значительным снижением интеллекта может сохранять эмоциональную привязанность, что способствует выработке чувства уверенности и защищенности. Установив позитивные взаимоотношения с педагогом, ребенок может доверительно относится к нему, также вступать в эмоциональный контакт с взрослыми и детьми, где педагог будет выступать проводником между ребенком и его окружением.
Позитивные черты личности педагога, принятием им ребенка со значительным снижением интеллекта выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребенка.
В воспитании и развитии эмоциональной отзывчивости у детей со значительным снижением интеллекта важную роль играет правильно организованный воспитательный процесс, создание специальных условий.
Основной формой работы является занятие – игра, содержание которого соответствует коррекционным задачам. Детям предлагается большой выбор отобразительных игр, игр- драматизаций. Содержание игр зависит от темы. Одна тема может состоять из нескольких занятий – игр и прорабатываются, например в течении двух недель. (согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка)