Юлия Ананьева
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. П. Ананьева
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена формированию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, развитие.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Изучением особенностей эмоционального интеллекта в у старших дошкольников занимались такие отечественные исследователи, как Ю. А. Афонькина [1], Т. П. Гаврилова [2], В. И. Долгова [3], Н. В. Кондрашова [5], А. П. Сопиков [7], О. В. Ушакова [8], и др. Так, Е. Р. Овчаренко [6] изучал эмоциональный интеллект как процесс, проектирующий поэтапное освоение дошкольником различных способов в эмоционально-нравственных отношениях к сверстнику и окружающему миру в различной практической деятельности.
В настоящее время термин эмоциональный интеллект используется как одна из этических категорий, не имея собственно психологического значения. В историческом плане посредством понятия эмоционального интеллекта определялась способность субъекта управлять своими эмоциями.
Основными составляющими эмоционального интеллекта, как отмечает Л. П. Калиниский, являются самоосознанность, самообладание, мотивация, чуткость, коммуникация [4].
«Самоосознанность определяется как умение распознавать и понимать собственные эмоции, настроение, внутренние побуждения и др.
Самообладание выражается в способности осуществлять контроль над своими эмоциями, нести ответственность за собственное поведение, поступки и др.
Мотивация характеризует страстное желание достичь поставленной цели и проявляется в оптимизме, творческом подходе, настойчивости и упорстве.
Чуткость выражается в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам.
Коммуникация позволяет человеку самому чувствовать и у других вызывать доверие, находить взаимопонимание, точно выражать свои идеи, мысли и чувства и точно так же понимать сообщения других, разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, сотрудничать с окружающими людьми.
Кроме того, эмоции направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности, что является немаловажным моментом в подготовке ребенка к обучению в школе. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом деятельности. Ребенок имеющие положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен, уверен и оптимистичен».
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника. Старший дошкольный возраст – это возраст от 5 до 7 лет (соответственно в дошкольном образовательном учреждении это старшая и подготовительная группы).
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте возникают психологические новообразования и закладываются основы будущей личности. В этом возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания.
Основными критериями сформированности эмоционального интеллекта у старших дошкольников следует считать : интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в структуре эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение, что обусловлено социализацией содержания и форм проявления эмоциональных реакций, интегрирование эмоций и интеллекта.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Ребенок становится вполне независим от непосредственного воздействия конкретной ситуации. Возникает эмоциональная децентрация как механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения, осуществляемого изначально в непроизвольной форме.
Анализ проблемы развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте показывает, что в период старшего дошкольного возраста у ребёнка совершается осознанная направленность в личных переживаниях, эмоциональное реагирование протекает в согласие аффекта и интеллекта. Данные годы являются благоприятными в развитии эмоционального интеллекта. Совершается изменение эмоциональной сферы психики с прямого эмоционального реагирования к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Направленность реб нка старшего дошкольного возраста на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора его поведения, служит основой для кристаллизации различных личностных свойств. Овладение нравственных норм связано с развитием эмоционального интеллекта. Наличие эгоистичной ориентации ребенка в общении сдругим, когда удовлетворяется потребность в собственном благополучии, эмоционального интеллекта проявляется как сопереживание. При альтруистической ориентированности, когда осознанно удовлетворяется потребность в благополучии другого, как сочувствие. В заключительном случае эмоциональный интеллект обуславливается усвоенной моральной нормой и положительным навыком отношений с людьми, умение управлять своими эмоциями.
Воспитательный процесс как любой организационный процесс подчиняется общим правилам и требованиям, предъявляемым наукой менеджмента к организационному процессу. Для того чтобы полноценно организовать воспитание эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко спланировать данный процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также привлекаемые для этого ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонькина, Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю. А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2018. – №4. –С. 7-17.
2. Гаврилова, Т. П. Эмоции как специфический способ познания человека человеком / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар. – 2015. – С. 17-19.
3. Долгова, В. И. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. – Москва : Перо, 2019. – 185 с.
4. Калиниский, Л. П. Функциональная классификация эмоций как феномена социальной перцепции / Л. П. Калиниский, Н. В. Богданова, Т. Е. Петрова, Л. М. Смоленская // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания : Тезисы окладов. – Омск, 2016. – С. 101 – 139.
5. Кондрашова,Н. В. Развитие эмоционального интеллекта / Н. В. Кондрашова,А. А. Турбаева //Концепт. –2014.–№ 3.– С. 21–25.
6. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет / Е. Р. Овчаренко // Начальная школа плюс: До и После. – 2018. – № 10. – C. 11-15
7. Сопиков, А. П. Механизм проявления эмоций / А. П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. – 2017. – С. 89 - 86.
8. Ушакова, О. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста / О. В Ушакова. – Волгоград, 2018. – 61 с.