Папки-передвижки

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода

Солодкая Марина Александровна
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5-6 лет с помощью игрового подхода

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно актуальной в настоящее время, так как с каждым днем рождается все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Дети с ОВЗ сложнее и дольше адаптируются к жизни в обществе. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах. Многие психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей. Чтобы ребенок с ограниченными возможностями чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо развивать детей не только в интеллектуальном, но в эмоциональном плане.

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода» размещена в разделах

Эмоциональным интеллектом (ЭИ) принято называть способность человека распознавать эмоции (свои и чужие, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. ЭИ включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку.

Цель:

активизация и обогащение эмоционально –чувственного опыта, приобретение практических навыков управления своими эмоциями и чувствами в ситуации активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи развития эмоционального интеллекта :

- формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей (радость, грусть, удивление, страх и т. д);

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ своих действий и поведения других людей;

- развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты сверстников и взрослых;

- развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в процессе деятельности;

- формирование позитивного образа своего «я»;

- содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

Дэвид Карузо, говорил, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Отечественный психолог Люсин Д. В. в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

1. Возможность к распознаванию и регулированию эмоцией. Человек осмысливает свое чувство, дает ему определение, видит причину его возникновения. При этом эмоция самим человеком управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена вовсе.

2. ориентация к эмоциям своим или других людей.

Люсин Д. В. на основании указанных частей выделяет два типа ЭИ:

1. Межличностный – осознание и управление эмоциями других людей.

2. Внутриличностный – постижение и управление своими чувствами.

Американский психолог Д. Гоулманом в монографии «Эмоциональный интеллект» выделяет пять частей эмоционального интеллекта :

Самосознание. Человек осознает свои положительные и отрицательные стороны, знает себе цену. Такой индивид имеет реальную самооценку, не стремиться к самопрославлению или самокритиканству. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Саморегуляция. Гоулмэн доказывает, что эмоции – это неотъемлемая часть физиологии человека, прожить без них не возможно. Эмоциональная саморегуляция — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.

Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Мотивация. Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Правильно выстроенная самомотивация обуславливает правильное отношение к сложностям на пути к успеху, позволяет подходить к проблемам с позитивам.

Социальные навыки. Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Эмпатия. Это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. В норме эмпатичность заложена природой и есть практически у всех людей.

На какую бы модель эмоционального интеллекта мы ни опирались, в любом случае, в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами, на наш взгляд, являются:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности

- переживание совместных эмоциональных состояний (грусть, печаль, удивление);

- развитие умения обращать внимание и реагировать на невербальные формы общения (мимику и жесты) взрослoгo человека;

- создавать и развивать позитивный образ своего «я»;

- благоприятствовать оптимизации детско - родительских отношений.

Характерными особенностями в процессе развития детей с ОВЗ являются сокращение потребности в общении, недоразвитие форм коммуникации. Таким детям присущ повышенный уровень тревожности, повышенная обусловленность от окружающих, повышенная обидчивость и ранимость, фобии.

В развитии ЭИ у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя егo переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии и проявлению радости за ближнего.

Для развития эмоционального интеллекта традиционно используются основные методы:

1. Сюжетно-ролевая игра. Во время игры ребенок способен расслабится, проявить все свои истинные чувства, которые он испытывает на данный момент. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребё нок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.

2. Включение в трудовую деятельность. Во время совместного труда ребенок способен прочувствовать радость от достижения положительного результата, радость за совершенный с другими детьми совместный труд. Ощутить общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы.

3. Большие возможности для развития ЭИ дает работа с произведениями художественной литературы. Ребенок знакомясь с литературным произведением может поставить себя на место любого героя, оценить его качества, пережить все события вместе с героем, прочувствовать его эмоции.

4. Активное развитие творческой деятельности (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей).

В своей работе я использую игры на распознавание тех или иных эмоций, такие как на преодоление гнева, на сплочение группы, на распознавание эмоциональных состояний по мимике, позам, жестам; игры на липучках, конструктор эмоций, нарисуй эмоцию.

Для этого мною были подготовлены и сделаны дидактические игры, картотеки игр по социально – коммуникативному развитию, Словарь в картинках «Я и мои чувства, настроение, эмоции». Так же в работе использую Лепбук на тему «Эмоции».

Развитый эмоциональный интеллект дает ребенку с ОВЗ в первую очередь комфортный уровень социализации. Oн сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия, понимать то, что хочет сам (целеустремленность, и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения с окружающим миром.

Также улучшается общее благополучие ребенка. Низкий уровень эмоциoнального интеллекта повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом показывают более высокий уровень качества жизни. Исследователи установили, что околo 80 % успеха в сoциальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый эмоциональный интеллект может уменьшить социализацию: карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это еще и то, как человек может справиться со стрессами и жизненными трудностями.

Ребенок, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не только способен управлять своими эмоциями и решать связанные с ними проблемы, но и постоянно развивается в эмоциональном плане.

Список литературы:

1. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

2. Ерохина Е. В. Эмпирические обоснования психологических типов эмоционального интеллекта. – 2011. – №3.

3. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование. – 2015. – № 6.

4. Титов Д. Е., Сошинов А. Г. // Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – № 3

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Упражнение для развития эмоционального интеллекта у детей «Коробочка радости»Упражнение для развития эмоционального интеллекта у детей «Коробочка радости» "Коробочка радости" — это замечательное упражнение для развития эмоционального интеллекта у детей. Оно помогает научить их распознавать.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода
Опубликовано: 21 октября 2024 в 22:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода» (включая файлы) размещена пользователем Солодкая Марина Александровна (УИ 1980538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД