Солодкая Марина Александровна
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5-6 лет с помощью игрового подхода
Развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно актуальной в настоящее время, так как с каждым днем рождается все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Дети с ОВЗ сложнее и дольше адаптируются к жизни в обществе. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах. Многие психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей. Чтобы ребенок с ограниченными возможностями чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо развивать детей не только в интеллектуальном, но в эмоциональном плане.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей с ЗПР 5–6 лет с помощью игрового подхода» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Эмоциональным интеллектом (ЭИ) принято называть способность человека распознавать эмоции (свои и чужие, желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. ЭИ включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку.
Цель:
активизация и обогащение эмоционально –чувственного опыта, приобретение практических навыков управления своими эмоциями и чувствами в ситуации активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи развития эмоционального интеллекта :
- формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей (радость, грусть, удивление, страх и т. д);
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ своих действий и поведения других людей;
- развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты сверстников и взрослых;
- развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в процессе деятельности;
- формирование позитивного образа своего «я»;
- содействовать оптимизации детско-родительских отношений.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.
Дэвид Карузо, говорил, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Отечественный психолог Люсин Д. В. в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:
1. Возможность к распознаванию и регулированию эмоцией. Человек осмысливает свое чувство, дает ему определение, видит причину его возникновения. При этом эмоция самим человеком управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена вовсе.
2. ориентация к эмоциям своим или других людей.
Люсин Д. В. на основании указанных частей выделяет два типа ЭИ:
1. Межличностный – осознание и управление эмоциями других людей.
2. Внутриличностный – постижение и управление своими чувствами.
Американский психолог Д. Гоулманом в монографии «Эмоциональный интеллект» выделяет пять частей эмоционального интеллекта :
Самосознание. Человек осознает свои положительные и отрицательные стороны, знает себе цену. Такой индивид имеет реальную самооценку, не стремиться к самопрославлению или самокритиканству. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.
Саморегуляция. Гоулмэн доказывает, что эмоции – это неотъемлемая часть физиологии человека, прожить без них не возможно. Эмоциональная саморегуляция — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.
Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.
Мотивация. Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Правильно выстроенная самомотивация обуславливает правильное отношение к сложностям на пути к успеху, позволяет подходить к проблемам с позитивам.
Социальные навыки. Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.
Эмпатия. Это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. В норме эмпатичность заложена природой и есть практически у всех людей.
На какую бы модель эмоционального интеллекта мы ни опирались, в любом случае, в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами, на наш взгляд, являются:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности
- переживание совместных эмоциональных состояний (грусть, печаль, удивление);
- развитие умения обращать внимание и реагировать на невербальные формы общения (мимику и жесты) взрослoгo человека;
- создавать и развивать позитивный образ своего «я»;
- благоприятствовать оптимизации детско - родительских отношений.
Характерными особенностями в процессе развития детей с ОВЗ являются сокращение потребности в общении, недоразвитие форм коммуникации. Таким детям присущ повышенный уровень тревожности, повышенная обусловленность от окружающих, повышенная обидчивость и ранимость, фобии.
В развитии ЭИ у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя егo переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии и проявлению радости за ближнего.
Для развития эмоционального интеллекта традиционно используются основные методы:
1. Сюжетно-ролевая игра. Во время игры ребенок способен расслабится, проявить все свои истинные чувства, которые он испытывает на данный момент. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребё нок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.
2. Включение в трудовую деятельность. Во время совместного труда ребенок способен прочувствовать радость от достижения положительного результата, радость за совершенный с другими детьми совместный труд. Ощутить общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы.
3. Большие возможности для развития ЭИ дает работа с произведениями художественной литературы. Ребенок знакомясь с литературным произведением может поставить себя на место любого героя, оценить его качества, пережить все события вместе с героем, прочувствовать его эмоции.
4. Активное развитие творческой деятельности (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей).
В своей работе я использую игры на распознавание тех или иных эмоций, такие как на преодоление гнева, на сплочение группы, на распознавание эмоциональных состояний по мимике, позам, жестам; игры на липучках, конструктор эмоций, нарисуй эмоцию.
Для этого мною были подготовлены и сделаны дидактические игры, картотеки игр по социально – коммуникативному развитию, Словарь в картинках «Я и мои чувства, настроение, эмоции». Так же в работе использую Лепбук на тему «Эмоции».
Развитый эмоциональный интеллект дает ребенку с ОВЗ в первую очередь комфортный уровень социализации. Oн сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия, понимать то, что хочет сам (целеустремленность, и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения с окружающим миром.
Также улучшается общее благополучие ребенка. Низкий уровень эмоциoнального интеллекта повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом показывают более высокий уровень качества жизни. Исследователи установили, что околo 80 % успеха в сoциальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый эмоциональный интеллект может уменьшить социализацию: карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это еще и то, как человек может справиться со стрессами и жизненными трудностями.
Ребенок, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не только способен управлять своими эмоциями и решать связанные с ними проблемы, но и постоянно развивается в эмоциональном плане.
Список литературы:
1. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
2. Ерохина Е. В. Эмпирические обоснования психологических типов эмоционального интеллекта. – 2011. – №3.
3. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование. – 2015. – № 6.
4. Титов Д. Е., Сошинов А. Г. // Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – № 3