Виктория Сизова
Развитие эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоционального интеллекта у детей с общим недоразвитием речи»
Эмоциональный интеллект – Это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни ребенка и его дальнейшей карьере как профессионала и члена общества. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать, помочь ребенку адаптироваться в современном непростом обществе.
Темочки:
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особое значение формирование эмоционального интеллекта имеет для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности :
недостаточность словарного запаса;
недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания;
трудности выражения на лице эмоциональных состояний.
Работа по формированию основ эмоционального интеллекта у дошкольников с ОНР включает в себя несколько этапов:
формирование эмоциональной лексики – пополнение словарного запаса
Дети с ОНР испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»)
включение изученных слов в словосочетания и предложения
Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями.
изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, развитие эмпатии, способности понимать свои чувства и чувства других людей
Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выражать свои высказывания. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом определяют и описывают эмоциональные состояния, как свои, так и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин.
формирование интонационной стороны речи;
развитие связной монологической и диалогической форм речи.
их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
Таким образом:
Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.