Татьяна Тукиш
Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Интонация отражает коммуникативное намерение, которое связано с отношением говорящего к предмету мысли, то есть к тому, о чем идет речь, а также с отношением к слушающему. Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи развиваю с помощью различных упражнений. Упражнений таких множество, вот некоторые из них.
Публикация «Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Упражнение «Сонар»
Есть такой технический прибор, сонар—улавливатель звуков.
Предлагаю детям вообразить, что мы включили сонар.
Вариант 1
Прислушайтесь к отдаленным звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Выполняем это упражнение два-три раза в день в различных условиях.
Вариант 2
Улавливайте звуки выборочно. Например, слушайте только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальные.
Вариант 3
Слушайте попеременно тиканье то одних, то других часов (справа и слева).
Упражнение «Сонар- 2»
— В тишине послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окна-ми, приглушенный гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, еле слышные звуки музыки и дви-жений в танцевальном зале. Все вместе—общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и не слушайте ничего другого.
— Теперь включите только звуки из танцевального зала.
— Только коридор!
— Переключайтесь по моей команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!
Упражнение 2 «Узнай, по какому предмету я стучу»
— Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом? А теперь?
Звуки разные—карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то стеклу, то по газете.
Помогая установлению связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление у детей.
Упражнение 3 «Что происходит?»
Дети делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другой, — спина-ми.
Первая группа «задает звуки», вторая — оправдывает. Группе дается две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.
Варианты этого упражнения:
1. Педагог задает общую тему обеим группам. К примеру: «Действие происходит на празднике». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки) каждый из детей второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящих на празднике.
2. Педагог задает тему только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю. Какие бы звуки теперь ни услышали дети, они должны объяснить их появление заданными обстоятельствами.
Упражнение 4 «Хор»
Один ребенок, который будет отгадывать, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки всем известного стихотворения, и каждый получает по одному слову.
Отгадчик входит. По команде педагога все дети произносят хором каждый свое слово.
— Какие строчки? Из какого стихотворения? Не поняли? Послушайте еще раз.
Упражнение 5 «Магнитофон»
В механизмах нашей памяти среди других аппаратов, есть и самый объемистый мире магнитофон— на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением. Но сегодня мы—звукооператоры. Нас интересуют, прежде всего, звуки!
— Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово «лес» сразу же вызвало в воображении картину леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки. Лесная поляна. Ветер шуршит листьями. Качаются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?
- Вспомните лай собаки. Какую собаку вспоминаете?
— Вспомните шум поезда. Мы едем в нем.
— Вспомните звуки подъезжающей автомашины.
— Вспомните, какую мелодию мы слышали перед праздником.
— Вспомните голос мамы. Она зовет вас по имени.
Звуки в воспоминании и не должны быть такими четкими, как в действительности. Нам достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно оживало воспоминание!
Человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто та-кими навыками не обладает. Поэтому необходимо совершенствоваться в этой области, особенно детям с нарушениями реши, так как у дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие.