Получи документы

Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Марина Гаткер
Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время резко увеличилось число детей с тяжёлыми нарушениями речи при дизартрии, когда искажается звукопроизношение вследствие нарушений иннервации мышц речевого аппарата. У таких детей мышцы лица вялые и малоподвижные, вследствие чего лицо невыразительно, амимично. Детям трудно выразить свои эмоции, часто они не могут нахмурить брови или подмигнуть одним глазом, надуть или втянуть щёки поочерёдно. А между тем, мимика играет важную роль : она является формой проявления определённых чувств, а также одной из вспомогательных форм общения людей – важным паралингвистическим средством. Сопутствуя речи, она придаёт ей большую выразительность и убедительность. Практика показывает, что упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в мышцах, иннервируемых тройничным (жевательные, височные, крыловидные) и лицевым нервами (круговая мышца рта, скуловая мышца и др.). Мимические упражнения помогают создать основу, необходимую для полноценного звучания голоса, чёткой дикции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц. Кроме того, они учат мышцы тем действиям, которые необходимы для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. А ещё при выполнении мимической гимнастики дети учатся понимать состояния человека по экспрессии лица или в контекстной ситуации, воспроизводить мимические позы.

Публикация «Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Учитывая эффективность мимических упражнений для развития речи, использую их в системе коррекционно – развивающей работы с детьми 5 – 7 лет с тяжёлыми нарушениями речи в комплексе с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастиками. Мимические упражнения разрабатываю сама: сочиняю короткие стихи в соответствии с лексической темой недели и подбираю к ним мимические движения для разных групп мышц лица. Это позволяет не только сделать увлекательной для детей мимическую гимнастику, но и закрепить соответствующую лексику.

В моей практике сложилась система работы с детьми над мимическими упражнениями :

• чтение логопедом стихотворного текста;

• демонстрация логопедом мимических движений, соответствующих тексту;

• разучивание детьми мимических движений перед зеркалом;

• выполнение детьми мимических движений перед зеркалом в соответствии с текстом читаемого логопедом стихотворения;

• выполнение детьми мимических движений в парах в соответствии с текстом читаемого логопедом стихотворения;

• выполнение детьми мимических движений в соответствии с текстом стихотворения, читаемого одним из детей.

Практический опыт деятельности по данной системе свидетельствует об её эффективности. Предлагаю разработанный мною комплекс мимической гимнастики для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.

Лексическая

тема Текст упражнения Мимические движения

«Осень»

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет капать,

Разведёт повсюду слякоть. Закрыть и открыть оба глаза

(2 раза)

Закрывать попеременно правый и левый глаз

Закрыть 2 раза правый глаз, затем 2 раза левый глаз

Нахмуриться

«Овощи.

Фрукты»

И кислый лимон,

И персик сладкий –

Все фрукты вкусны

И полезны, ребятки! Сморщиться, напрягая мышцы лица

Улыбнуться, расслабляя мышцы лица

«Нарисовать» сомкнутыми вытянутыми губами круг

«Лес – бесценная кладовая» Белка в лесу дремучем живёт,

Скачет по веткам, орешки грызёт. Поднимать и опускать верхнюю губу (4 раза)

Надувать поочерёдно правую и левую щёки

«Кто я?

Какой я?» Засыпай, мой правый глаз!

Засыпай, мой левый глаз!

Просыпайтесь сразу оба глаза! Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

Открыть оба глаза

«Моя семья» Полный брат

И брат худой

Так дружны между собой. Надуть обе щеки

Втянуть обе щеки

Надуть, затем втянуть обе щеки

«В здоровом теле здоровый дух»

Справа зуб болит

И слева –

Побежим к врачу мы смело! Надуть правую щёку

Надуть левую щёку

Улыбнуться, обнажив зубы («Заборчик»)

«Земля – наш общий дом» Огромная наша планета Земля,

Моря здесь и реки, леса и поля. Надуть обе щеки

Втягивать поочерёдно правую и левую щёки (по 2 раза)

«Моя Родина – Россия» Посмотри вокруг себя:

Вправо, влево, вниз и вверх.

Это Родина твоя,

Та, которой лучше нет! Закрыть и открыть оба глаза (2 раза)

Не поворачивая головы, повести глазами вправо, влево, вниз, вверх

«Нарисовать» глазами круг, начиная сверху

Улыбнуться

«Мой родной город»

Дружно смотрим мы с тобой

Вправо, влево, вверх и вниз.

Это город наш родной!

Это наш Новосибирск! Закрыть и открыть оба глаза (2 раза)

Не поворачивая головы, повести глазами вправо, влево, вверх, вниз

«Нарисовать» глазами круг, начиная сверху

Улыбнуться

«Моя малая Родина»

Фонари на улице к ночи зажигают,

Светят они ярко, иногда мигают. Закрывать и открывать оба глаза (4 раза)

Закрывать и открывать поочерёдно правый и левый глаза (по 2 раза)

«День народного единства» Слово МЫ сильней, чем Я:

МЫ – семья и МЫ – друзья,

МЫ – народ и МЫ – едины.

Вместе МЫ непобедимы! Втягивать поочерёдно правую и левую щёки (по 6 раз)

Втянуть обе щеки одновременно

«Домашние птицы» Кот к цыплёнку подбирается,

И цыплёнок так пугается!

- Ну – ка, кот, уходи,

Мы цыплёнка не дадим! Поднять брови, раскрыть глаза, приоткрыть рот – изобразить испуг

Нахмурить брови, сжать губы – рассердиться

«Домашние животные и их детёныши» Пёс живёт у нас – бульдог,

Он красив и очень строг:

Челюсть выдвигает,

Будто угрожает. Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, затем возвращать её в исходное положение (Повторить 4 – 5 раз)

«Дикие животные и их детёныши»

Ёж с утра по лесу ходит,

Вправо – влево носом водит.

Но еда всё не находится,

Ёжик недовольно морщится. Водить носом вправо – влево (4 – 6 раз)

Морщить нос (4 – 6 раз)

«Животные жарких стран» Кривляется мартышка,

Как озорной мальчишка.

И дразниться ей не лень

Целый день, целый день. Морщить нос и поднимать одновременно верхнюю губу, обнажая верхние зубы

Водить сомкнутыми губами вправо – влево

«Продукты питания. Посуда»

Чашка – толстые бока

Покачнулася слегка,

Упала и разбилась,

В осколки превратилась. Надуть обе щеки

Втянуть обе щеки

Надувать попеременно правую и левую щёки

«Одежда. Обувь»

Хмурит брови наша Катя:

- Не хочу я это платье!

Мне другое нравится,

Буду в нём красавицей! Нахмурить брови

Поднять брови (Повторить 4 – 5 раз)

«Готовимся к празднику»

Гирлянда сверкает огнями,

Как будто мигает глазами.

Потухнет она и зажжётся,

Как будто заснёт и проснётся. Закрывать попеременно правый и левый глаз (6 раз)

Закрыть, а затем открыть оба глаза (2 раза)

«Новогодний праздник» Мы встречаем Новый год,

Водим вместе хоровод.

Справа друг и слева друг –

Веселятся все вокруг! «Рисовать» круг сомкнутыми губами

Водить сомкнутыми губами вправо – влево (по 4 раза)

«Зима»

В очень сильный мороз

Отморозить можно нос!

Нос согреть быстрее надо –

Поводи им влево – вправо. Морщить нос (4 раза)

Водить носом влево – вправо

«Зимние забавы»

Накатаем мы комков,

Чтоб слепить снеговиков. Надувать попеременно правую и левую щёки (по 2 раза)

Надуть обе щеки

«Зимующие птицы»

В зубах у кошки воробей…

- Отпусти его скорей!

Кошка зубы разомкнула –

Птица быстро упорхнула! Изобразить испуг: рот открыть, брови поднять, глаза широко раскрыть

Рассердиться:зубы сомкнуть, брови нахмурить

Изобразить радость: зубы чуть разомкнуть, губы растянуть в улыбке, голову чуть приподнять

«Все работы хороши»

Убирает дворник листья,

Чтобы двор у нас был чистым.

Вправо, влево их сметает,

После в кучу собирает. Двигать кончиком носа вправо – влево

«Транспорт»

Чистят стёкла «дворники» -

Тонкие работники. Поднимать брови, широко раскрыв глаза, затем опускать брови (хмуриться, прикрыв глаза (4 раза)

«Наша армия»

Десантник прыжок совершает,

Летит, парашют раскрывает…

Парашют раскрылся,

Десантник приземлился. Втянуть обе щеки

Надуть обе щеки

«Бытовая техника»

Как нам сок любимый дома получить?

В соковыжималку фрукт положить.

Он там весь сожмётся,

И вкусный сок польётся! Поднять брови, расширить глаза

Сморщиться, сузить глаза

Расслабить мышцы лица, улыбнуться

«Опасности вокруг нас»

«Скорая помощь» сигнал свой включает –

Машины дорогу ей уступают. Закрывать попеременно правый и левый глаз (по 2 раза)

Закрывать и открывать оба глаза (2 раза)

«Мамочка любимая»

Если нету дома мамы,

Мы грустим, тоскуем прямо.

Мамочка вернулась –

Мы ей улыбнулись! Опустить брови и уголки рта

Поднять брови и улыбнуться

«Народные промыслы»

К народной игрушке вы присмотритесь

И красотою её насладитесь:

Простой, казалось бы, узор,

А отвести нам трудно взор! Опустить брови

Поднять брови

Опустить брови

Поднять брови

«Русская изба»

Закрыто ставнями окно,

И в избе совсем темно.

Ставни надо нам открыть

И окно освободить.

Вот открыли ставни две –

Стало солнечно в избе! Закрыть рот, сомкнуть губы

Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы

Широко раскрыть рот, обнажив верхние и нижние зубы

«Библиотека.

Сказки» Бабушка читать не может –

Её зрение подводит.

Бабушка очки надела –

Буквы в книге разглядела. Опустить брови, нахмуриться

Поднять брови, широко раскрыть глаза

«Весна»

Зимой снеговика слепили:

Комки круглые сложили.

А весной он похудел:

Таял, таял и осел. Надуть обе щеки

Втянуть обе щеки

«Встречаем птиц»

Как крыльями в полёте птицы машут,

Так мы поднимем и опустим брови наши. Поднимать и опускать брови

«День космонавтики»

К космической ракете уже подали трап,

По трапу поднимается в ракету космонавт. Выдвигать нижнюю челюсть вперёд (3 – 5 раз)

«День Победы»

Левой – правой, левой – правой,

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд –

Барабанщик очень рад! Закрывать поочерёдно левый и правый глаза (8 раз)

Надувать поочерёдно левую и правую щёки (8 раз)

«Цветы» Манит цветочный аромат,

Цветок понюхать каждый рад.

Пыльца осталась на носу,

Скорей стряхнуть её хочу. Водить носом вправо – влево

М. Л. Гаткер, учитель – логопед

муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик»

Публикации по теме:

Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи "Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи". Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Азинский детский сад» Автор: Глухова Алёна Рашидовна, учитель-логопед.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Развитие творческих слуховых восприятий у детей с общим недоразвитием речи Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую.

Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Автор публикации:
Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 11:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мимики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гаткер (УИ 1735968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД