Елена Сердюкова
Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста
▼ Скачать
Технология развития эмоционального интеллекта детей раннего возраста.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.
На данном возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших эмоциональных переживаний. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено, что обуславливает возможность эмоционального реагирования детей только на непосредственно воспринимаемые события. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы социализация ребенка была успешной, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции. В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. Начинать эту работу стоит уже в раннем возрасте.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Обращая внимание взрослого на состояние другого ребенка, 2 -3 лет ребенок способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемой мимикой и интонацией, а затем и без таковых.
В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности к похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда.
Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста имеет ряд особенностей:
1. Эмоции еще не устойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
2. Эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
3. Более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
4. Особое условно - эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
В своей работе большое внимание мы уделяем развитию эмоционально-положительной сферы детей, использую игры и занятия, направленные на развитие умений понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, сияющие глаза и многое другое – это проявление эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они не скрывают своих эмоций. У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы, запрет на выражение страха. Для многих детей таких запретов довольно много, за которыми следует наказание. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничения жизненности, потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
Для решения задач по развитию эмоционального интеллекта нами в группе была введена традиция здороваться и прощаться определенным образом. Также в нашей группе, мы сделали, уголок позитива, где у детей и их родителей есть возможность зарядиться хорошим настроением, а затем при встрече с воспитателем обменяться положительными эмоциями.
Еще в нашей группе живет ежедневный круг добра, это один из способов организации свободного общения воспитанников, что помогает развитию у детей чувства взаимного уважения и доброты.
Также у нас есть мирилка - футболка. Она развивает навыки вербального и невербального общения, помогает сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе.
Выполнение таких ритуалов создает условия для положительного эмоционального фона в группе. Еще справиться с этой проблемой помогают игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить в любое свободное время.
“ Волшебный стул “
“ Прогони злость”
“ Мое отражение”
Настольные игры “ Эмоции”
Сказкатерапия
Стихотерапия
Еще не мало важно участия родителей:
Мы проводим консультации для родителей “ Эмоциональный интеллект ребенка” “ Приемы развития эмоционального интеллекта”
Онлайн - опрос родителей “ Эмоциональная грамотность родителей”
Выставка “ УЛЫБНИСЬ “
Мы считаем, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка, формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы.