Получи документы

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Светлана Резанова
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими в обществе и модернизации Российского образования. Доказано, что период дошкольного детства один из ключевых периодов в социальном развитии личности, так как это период эмоционального развития ребенка.

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Согласно исследованиям, успешность человека зависит на 80% от эмоционального развития (так называемого EQ) и только лишь на 20% от умственного развития. Успех не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и в повседневном общении с другими людьми. Человек, не способный понимать свои эмоции и эмоции других людей, не умеющий регулировать им – не может в жизни быть успешным. Главный смысл развития эмоционального интеллекта – умение выстраивать отношения в любых условиях. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека, но чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще в детском возрасте.

Существует 7 базовых эмоций :

• радость,

• гнев,

• удивление,

• страх,

• призрение,

• брезгливость (отвращение,

• грусть;

Чтобы развить эмоциональный интеллект необходимо научить ребенка овладеть определенными способностями, а именно:

• Умение определять свои эмоции и признавать их – на начальных этапах развития эмоционального интеллекта проводником распознавания своих эмоций для ребенка должен стать взрослый. Нужно дать понять ребенку, что все его эмоции и чувства имеют право на существование.

К примеру это может быть такая фраза – «Ты сейчас злишься, злиться это нормально. Я тебе сочувствую или мне жаль, что так вышло. Давай поговорим о том, как исправить эту ситуацию?», или «Я вижу, что ты расстроен из за того, что другой ребенок не дал тебе свою игрушку», а если ребенок чему то рад, он улыбается, здесь тоже нужно проговорить в слух какую эмоцию он испытывает на данный момент – «Я вижу, как ты радуешься, когда рисуешь. Ты улыбаешься».

• Способность контролировать свои эмоции – здесь необходимо учить ребенка проговаривать свои эмоции, иногда ребенок не понимает, что он испытывает в той или иной ситуации. Но когда ребенок осознает какую эмоцию он испытывает : злость, обиду, разочарование, градус напряжения сразу же снижается. Ребенок не может сказать о своей боли или досаде, он выплеснет ее другим способом – толкнет обидчика, отберет игрушку. Как правило дети, которые поступают именно так просто не умеют по-другому, их не научили выражать свои эмоции.

• Способность распознавать и признавать чувства других - эмпатия. Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а так же растениям и животным. Но будут ли развиты задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от окружающих (родители, педагоги и др., которые служат детям примером. Если педагог и близкие люди ребенка обладают высокоразвитой эмпатией, то они способны вырастить чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

Модель эмоционального интеллекта предполагает развитие 4 функций :

• Самосознание;

• Самоконтроль;

Социальная чуткость;

• Управление отношениями.

Эти функции и способности эмоционального интеллекта развиваются в соответствии с возрастными особенностями ребенка на различных этапах дошкольного детства.

Какими же инструментариями и формами обучения должен владеть педагог для того, чтобы развить это самый эмоциональный интеллект?

Методические средства:

• Ролевые игры (сюжетами игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств «На дне рождения друга», «На приеме у врача»).

• Психогимнастические игры.

• Коммуникативные игры.

• Игры и задания, направленные на развитие произвольности, воображения.

• Релаксационные методы.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить:

• Комфортная организация режимных моментов.

• Трудовая деятельность.

• Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение, а вот у малоподвижных детей развиваются такие негативные черты характера как нерешительность, агрессивность, неуравновешенность).

• Арттерапия.

• Игры-драматизации, сказкотерапия.

• Психогимнастика (мимика, пантомимика).

• Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы).

• Художественная литература, музыка.

Главное переживание эмоций через сказки очень важны для развития эмоционального интеллекта. Как через сказкотерапию, так и через ролевые игры можно проработать, например, страхи ребенка (страх темноты, боязнь стоматологов – врачей, проблемы общения со сверстниками у более старших детей и многое другое). Хочется представить вашему вниманию книгу автора Хухлаевой Ольги Владимировны «Терапевтические сказки». Считаю, что это настольная книга каждого воспитателя и родителя.

Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми формами общения («нельзя драться», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить», «нужно поблагодарить за помощь»). Чем старше становится дошкольник, тем все более сложные правила взаимоотношений он усваивает. И стоит отметить, что бытовые правила усваиваются куда проще, чем правила отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, иногда делают мелкие пакости – все эти отношения окрашены массой разных эмоций и очень остро переживаются ребенком.

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому задача окружающих состоит в том, чтобы помочь ребенку приобрести этот опыт умения справляться с трудностями взаимоотношений, опыт, способствующий комфортному проживанию разнообразных эмоций, опыт переживания успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ и достичь желаемого результата.

Ежедневные баталии ребенка в детском саду, иногда успешные, иногда нет, требуют со стороны воспитателя большого терпения и внимания. Воспитатель становится для ребенка тоже близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведение стать им примером для подражания. Больше шансов у того воспитателя, который обращает внимание на положительные качества ребенка и постоянно их совершенствует.

Целью воспитателя должно быть не безусловное подавление эмоций, а формирование у ребенка способности к сохранению их равновесия и управления ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение. Очень важно с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций. Дети должны знать, что человек не может повлиять на то, когда и какие чувства у него возникают, но он может решить, как долго их удерживать. Следует объяснить ребенку, возможные последствия своего негативного поведения и предложить другие варианты поступков.

Каждый день нам приходится сталкиваться с разными детьми, главное найти подход к воспитанию каждого ребенка.

Агрессивных детей, например, следует учить снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации. Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания, но и негативное отношение взрослого к ребенку (педагога, родителя). У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом.

К открыто конфликтующим детям нужно проявлять чувство симпатии, нужно стараться исключать ситуации, провоцирующие на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).

Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых задании, поощрять за самые малые достижения.

Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

• Опираться на его сильные стороны.

• Избегать подчеркивания промахов.

• Уметь и хотеть уделять больше внимания к нему.

• Демонстрировать оптимизм.

• Проявлять эмпатию и веру в ребенка.

• Чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все получится», «Ты делаешь это очень хорошо») и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь», «Это для тебя слишком трудно», «Опять у тебя ничего не получается»).

Очень важно не путать поддержку с похвалой. Помочь ребенку почувствовать свою нужность, а хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи.

Поддерживать ребенка можно с помощью:

• Отдельных слов («красиво», «здорово», «прекрасно», «аккуратно», «великолепно», «продолжай»).

• Высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Я рада, что ты помог мне», «У тебя все идет прекрасно»).

• Прикосновений (дотронуться до руки, обнять ребенка).

• Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его).

• Выражения лица (улыбка, кивок).

Взрослые, окружающие ребенка, должны помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании, отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди.

Эмоции являются важной составляющей жизни каждого ребенка, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Создав оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 10:58
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД