Светлана Малыгина
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
«Развитие эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии».
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.
Публикация «Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня в качестве основных приоритетов дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, забота о его эмоциональном благополучии,принятие и поддержка его индивидуальности.
в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (9,3) «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей»-выступает в качестве основной приоритетной задача дошкольного образовании
Считаю, что проблема эмоционального благополучия детей в семье и дошкольном учреждении, развитие его эмоциональной сферы, формирования «умных эмоций», является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
У детей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. В свою очередь положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние. От этого зависит, насколько чувствует ребенок себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Т. о. гармония или дисгармония эмоциональной сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.
К сожалению одной из актуальных для современного дошкольного образования является проблема ухудшения психологического здоровья, увеличения количества так называемых «трудных» детей, с трудностями эмоциональной регуляции поведения, детей с эмоциональными нарушениями.
Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны, эмоционально равнодушны, у многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка.
И для этого есть свои причины:
-дефицит внимания, поддержки, любви, скрытое и явное эмоциональное отчуждение взрослыми ребёнка в семье;
а)нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность и эмоциональная холодность
б)неадекватный стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопёка или сверхконтроль,
-несоблюдение взрослыми прав, защищающих интересы ребёнка, авторитарный стиль взаимодействия, стремление жёстко подчинить детей своей воле и регламентировать их поведение даже в тех случаях, где им необходима свобода. (А. В. Петровский, Т. И. Чиркова)
-Нестабильность: политическая, экономическая, ценностная.
-отчуждение мира культуры взрослых от детской субкультуры, неготовность понять, принять и сохранить её уникальные традиции, передающиеся от одного поколения к другому;
-раннее приобщение дошкольников к теле-видео-компьютерному экрану.
-Внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов, что является фактором риска нарушения здоровья детей.
Значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук…. При этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры. По мнению специалистов (педагоги, психологи, психиатры, изучавших эту проблему, интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребёнка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.
Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребёнка как в семье, так и в коллективе сверстников. В связи с этим особо актуальной для практической психологии является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления этих нарушений.
Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.
Творчество помогает ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.
Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.
Таким образом арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
С какими детьми можно проводить работу на основе арт-методов? Для кого предназначены подобные занятия?
Это дети с негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности. Некоторые из них ведут себя сверхактивно, суетливо, шумно либо, наоборот, стараются стать незаметными.
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми.
Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: бузусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Преимущества использования с детьми методов арт-терапии
Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?
• Создает положительный эмоциональный настрой.
• удовлетворяет потребности в позитивном внимании,даёт ощущение собственной успешности и значимости
• Облегчает процесс коммуникации
• наиболее мягкий метод работы, с проблемами. позволяет обратиться к тем реальным проблемам которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
• Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
• безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
• снятие психо- эмоционального напряжения
• Свободное самовыражение,возможность не навязывая, не заставляя, раскрыть способности ребёнка, помочь ему, опираясь на сильные стороны, преодолевать трудности
• Активная жизненная позиция
• Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
• Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование
Существуют различные точки зрения на определение арт-терапии, в частности одни связывают ее с лечебным применением разных искусств, другие же связывают данное направление исключительно с лечебным применением клиентом разных изобразительных средств.
Изначально термин арттерапия ( буквально: терапия искусством) возник в 1938г, его ввёл Андриан Хилл. З. Фрейд,К. Юнг изучали сферу бессознательного, говорили,что безсознательное проявляет себя в символических образах. Юнг предлагал выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассказах, чтобы лучше понимать переживания
Дальнейшее развитие арт-терапия получила в учениях К. Роджерс, А Маслоу,Э. Крамер. Разрабатывая гуманистическую модель развития личности. Они говорили, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора.
Копытин А. И. и Свистовская Е. Е. отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, этими авторами предлагается вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы», «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.
Арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г. В. Бурковский, А. И. Захаров, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. А. Карабанова, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Р. Б. Хайкин и др.)
Арцишевская И. Л. Л. Мардер Отмечали психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность арттерапевтических методов, говорили об арт-терапии как о мягком методе работы с проблемами ребёнка
Л. С. Выготский,А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович доказали возможность смягчения недостатков эмоционального развития детей через активное его включения в особым образом организованную деятельность. Считали возрастной период 5 – 7 лет сензитивным для формирования эмоциональной сферы.
Ведущая идея:
Использование разнообразных средств арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует преодолению нарушений эмоциональной –личностной сферы детей
Коррекционно-развивающая работа с подгруппой детей и через индивидуальные образовательные маршруты осуществляется на основе разработанной программы «Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии».
ЦЕЛЬ:Развивать эмоционально-личностную сферу ребёнка через использование средств арт-терапии.
ЗАДАЧИ
• Формирование умения детей понимать и выражать собственное
• эмоциональное состояние через творчество, отреагирование актуальных состояний;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения,
гармонизация эмоциональной сферы
• Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.
• Формирование способов эффективного взаимодействия: умения сотрудничать, проявить инициативу, уступить.
• Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями,
обучение приемлемым отреагирования чувств и переживаний в процессе
творчества.
• Снижение уровня тревожности и агрессивности, демонстративности
• Повышение психологической компетентности педагогов и родителей
по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольника средстами арт-терапии
• Оптимизация детско-родительских отношений
Данная программа основана на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь изобразительных средств : графика, живопись, коллаж.
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
• Принцип добровольности (желание ребенка - основное условие работы.)
• Принцип комфортности создание на занятии атмосферы защищённости, доброжелательности, безопасности.
• Принятие ребёнка таким, какой он есть признание его ценности, значимости, уникальности
• Принцип максимального учёта психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка.
• Принцип равенства позиций :личностно-ориентированный стиль общения
Работа предполагает совместную деятельность педагога с детьми.
• Принцип систематичности
• Принтип интегративности : использование элементов : изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочного рисования, игротерапии, что во многом повышает эффективность работы
• Принцип вариативности создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
• Принцип доступности : техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности
• Позитивное одобрение и принятие любого малейшего достижения ребёнка, продукта творчества, независимо от содержания, формы, качества
Ожидаемые результаты
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей
• снижение тревожности и агрессивности, демонстративности
• уверенность, адекватная самооценка
• коммуникативная и творческая активность
• повышение уровня благополучия и статуса ребёнка в детском коллективе.
• улучшение детско-родительских отношений;
Этапы работы
I этап
• Изучение психолого-педагогической литературы.
• Проведение первичной психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностной сферы, анализ результатов наблюдения и анкетирования
• Отбор принципов организации работы, наглядных и методических материалов
• Разработка плана работы
• Внесение изменений в РППС.
II этап
• Реализация плана работы.
• Работа в мини-группах по индивидуальным образовательным маршрутам
• Подбор арт-терапевтических игр и составление каталога.
• Вовлечение родителей и педагогов в образовательный процесс.
III этап
• Проведение повторной педагогической диагностики.
• Проведение анализа результативности работы
• Транслирование опыта практических достижений
по представленной теме.
• Определение дальнейшего маршрута.
Причиной направления детей на арт-терапию служат результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.
В своей работе я использовала комплекс диагностических методик:
Диагностический инструментарий:
• Наблюдение за эмоциональным самочувствием детей в свободной деятельности.
• Графическая методика «Кактус» М. А. Панфилова
• Проективная рисуночная методика «Рисунок семьи». Г. Т. Хоментаускас
• Анкета для родителей «Эмоциональное развитие ребёнка».
• Социометрия Т. А. Репиной «Секрет»
• Изучение самооценки «Лесенка» В. Г. Щур
• Проанализировав данные диагностики я определила группу детей с которой будет проводится работа по развитию эмоционально-личностной сферы.
Работа с детьми проводились с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, свето-песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Занятия проводились в течение 3 месяцев (1 раз в неделю, по составленной программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.
Участниками работы были не только дети, но и родители, педагоги.
Работа с родителями
Задачи: Расширение знаний родителей по вопросам значимости развития социально-эмоциональной сферы детей.
Формирование практических навыков родителей по взаимодействию с ребёнком, оптимизации детско-родительских отношений
Способствовать повышению ответственности родителей за эмоциональное благополучие детей
Мероприятия:
Анкетирование родителей:
• «Особенности эмоционального развития ребёнка»
Тематические консультации для родителей :
«Как с помощью рисунка победить страх»
«О чём расскажет детский рисунок»
«»Как научить ребёнка преодолевать негативные эмоции
Консультация для родителей «Как понимать и слушать ребёнка»
• Как помочь детям с нарушениями в эмоциональной сфере
• (агрессивные дети, тревожные дети)
• Электронные консультации, презентации для родителей на сайте
-Презентации и выступления на родительских собраниях:
«Как облегчить адаптацию»
«Кризис 3 лет»
«Возраст почемучек»
«Правила общения в семье»
Составление библиотечки для родителей и педагогов из книг, периодики, печатных статей, памяток, рекомендаций
Работа с педагогами
Задачи:
• Расширение знаний педагогов по вопросам значимости развития социально-эмоциональной сферы детей.
• Самосовершенствование педагогов в овладении коммуникативными умениями, навыками саморегуляции, способами бесконфликтного общения.
• Формирование практических навыков педагогов по взаимодействию с ребёнком
Консультации для педагогов ДОУ:
«Основные показатели изменений в поведении ребёнка в период адаптации к ДОУ. Условия успешной адаптации.»
Консультация для педагогов «Значение цвета в детском рисунке»
Консультация «Как помочь застенчивому ребёнку»
Консультация для педагогов «игры на развитие умения понимать понимать свои чувства и других людей»
«Развитие эмпатических способностей детей в процессе общения»
«Условия для эмоционального благополучия детей в летний период»
«Психологический уголок в детском саду»
«Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы»
Тематические консультации для молодых специалистов:
«Неуверенные, застенчивые дети. Как им помочь?»
Особенности взаимодействия с агрессивными детьми»
Как помочь ребёнку справиться со своими страхами2
Открытые просмотры для педагогов ДОУ:
«Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников»
Семинары-практикумы «Основы коммуникации»(4 занятия)
Семинар-практикум с элементами тренинга
: «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»
После проведения курса занятий, была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, что и на начальном этапе. Диагностика проводилась с целью проверки эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка, посредством составленной нами системы занятий с использованием метода арт-терапии.
Сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, был сделан вывод, что систематическое проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста пло развитию эмоционально-социальной сферы через использование средств арттерапии даёт положительные результаты
Сопоставление результатов первичного и повторного обследования детей убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка у детей. Это находит своё выражение в снижении у детей уровня страхов, тревожности, агрессивности, демонстративности.
Позитивные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере детей выразились в снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности, стабилизации общего фона настроения.
Воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов.
Литература:
• Свистунова Е. В. Разноцветное детство:игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия М.»Форум» 2012г
• Паршина Т. Б., Корнеева Т. П., Лупанова Е. В Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольника-ми : Методическое пособие – Пенза, 2014.
• А. А. Воронова «Арт-терапия для дошкольников» Т. Ц. Сфера 2017г.
• Г. М. Татарникова «Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» Волгоград»Учитель»2014г
• Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.
• Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
• Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми» : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006г.