Светлана Шумакова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар — практикум для педагогов
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Задачи:
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством молока, воды, бумаги, муки.
Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Развивать творчество средствами экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование: необходимые предметы из уголка экспериментирования.
Практическая значимость: Данный практикум может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения практикума будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения.
Ход
практическая часть
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Мы собрались в уютном зале
Чтоб вспомнить, что в душе мы все же дети
Для радости общения и моря впечатлений.
Что, как, зачем и почему – детишкам интересно,
Когда немного подрастут, им станет все известно.
Ну а пока о ребятишках - от 5 и до 7
Без взрослых на вопросы им ответов не найти.
Увидеть и услышать и маме рассказать
А главное попробовать все сделать, и понять….
Я рада приветствовать Вас и тема нашей встречи «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
«Лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Чтобы проверить эти высказывания на деле, я приглашаю Вас в сказку.
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
Педагог обыгрывает ситуацию.
У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. Женщинапосадила семечко. Поливала, рыхлила и вырос сказочный цветок. Под сказочную музыку выставляет красивый сказочный цветок. Посмотрите, какой вырос цветок!
Раскрываем цветок.
В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. Как зовут эту девочку? В этом мире ей было все интересным и неизведанным. А что же захотелось маленькой Дюймовочке? участники в зале помогают ответами.
А захотелось Дюймовочке посмотреть мир вокруг себя. Выбралась она из цветка, и пошла она по дорожке и увидела таинственное молочное озеро, оно было разноцветным, а вдобавок к тому же двигалось. Сейчас создадим то самое озеро.
Опыт № 1. Налейте молоко в тарелку. Что произошло с молоком? оно приняло форму тарелки Добавьте в него по несколько капель красителей разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет!
Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! Почему так происходит?.
Вывод: Молоко состоит из жиров, белков, углеводов, витаминов и минералов. При добавлении в молоко моющего средства происходит несколько процессов. Пищевой краситель перемещается по поверхности молока, моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Таким образом, делаем вывод, что моющее средство легко удаляет жир.
Увидела Дюймовочка в озере необыкновенные цветы? Как вы думаете, что это были за цветы? Это были кувшинки.
Захотелось посмотреть Дюймовочке, как же распускаются кувшинки.
Опыт № 2. Возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Что происходит? Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. От чего это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Вывод: Этим опытом мы можем показать детям свойства бумаги: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются
Вдруг пошел дождь. Удивилась она. Откуда же берется дождь! Мы с вами сейчас тоже попробуем создать дождь.
Опыт №3. Возьмите стаканчик, налейте в стаканчик воду и выдавите на нее пену для бритья пышным слоем. Затем капните чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель краски и ждите. Что Вы видите? Идет дождик! Отчего так происходит? Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности.
Вывод: Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь, свойства воды: плотность воды больше чем плотность облаков.
И отправилась она дальше.
И вдруг увидела, что ей машут Эльфы. Дюймовочка подошла к ним и спросила Эльфов: " Что случилось?"
Эльфы отвечают: «Случилась беда в цветочной стране Эльфов, все цветы потеряли цвет. И мы не знаем, как его им вернуть» Дюймовочка обращается к нам с просьбой помочь Эльфам вернуть цвет на полянку Эльфов.
Опыт № 4 Я предлагаю Вам изготовить краску для цветов. В тарелочке смешайте 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли. Затем добавьте три столовые ложки воды и краску. У Вас получилась краска, необходимая для возвращения красок поляне Эльфов. Раскрасьте цветы, которые лежат перед Вами. Расположите их на поляне.
Вывод: Что мы можем показать детям этим опытом? Краски бывают не только акварельные, гуашь, но краски еще можно создать из материалов, которые есть у нас под рукой.
Эльфы решили отблагодарить Дюймовочку и выдали ее за прекрасного принца Эльфов и стали жить счастливо.
Заключение: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.