Матевосян Марина Александровна
Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности,подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера. Свой выбор я сделала относительно такой дисциплины, как математика.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для обучения в младших классах средней школы. У каждого дошкольника имеется спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт, он может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Большинство моих занятий носит интегрированный характер, в которых математические задания сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Занятия предполагают различные формы детей (пары, по подгруппам, вся группа). Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. На своих занятиях я пыталась разработать механизмы, которые помогут мне, обучая детей по правилам, научить их думать не по правилам, снабжая их знаниями, не снижать при этом поле творчества. В процессе работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений я придерживаюсь таких целей, как
- формирование положительного отношения и интереса к математике; воспитание установки на ценность интеллекта и включение в формирующейся образ – Я ребёнок представление о себе, как об умном человеке; формирование уверенности в себе, как способном принимать осмысленные решения на основе анализа ситуации;
- развитие интеллектуальной активности и инициативности;
- развитие воображения, мышления;
- формирование качеств творческой личности;
- создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребёнка;
- формирование культуры общения, поведения, чувств;
- обеспечение гуманитарной направленности математического образования, его связь с целостно душевно – духовной жизнью ребёнка и его практическим опытом.
Математика всегда остаётся для учеников трудной работой. ” Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. А для дошкольников? Они не знают, что математика трудная дисциплина. Как сделать, чтобы познавая математику, ребёнок мог познать радость при преодолении трудностей?
Используемые методические приёмы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно – игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений. С помощью этих элементов,'' мозговой штурм ‘’, выявление противоречий и разрешение противоречий, метод контрольных вопросов и т. п. дети учатся наблюдать, анализировать, рассуждать, изучать, делать какие – то умозаключения (зачастую методом проб и ошибок, т. е. пытаются осознать окружающую среду, в том числе математическую действительность. Они учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ведь недаром народная мудрость гласит.
‘’Ум без догадки, гроша не стоит. ” С детьми старшего возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Также в своей работе использую много математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Игра также способствует развитию наблюдательности, вниманию, памяти, мышлению, речи. На занятиях широко используются задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки, но не столько для развлечения, а в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, смекалку, внимание, воображение. В процесс обучения включены пословицы, загадки, считалки. Дошкольникам предлагается объяснить ход решения им различных математических задач, что способствует и речевому развитию.
Я убедилась, что на занятиях в игровой форме дети становятся более раскрепощёнными, они очень активны, уверены в своих силах, обладают неимоверным запасом фантазии. Все те задания, которые даются детям на занятиях, выполняются ими с большим желанием. Им нравится находить выход из лабиринта, перевоплощаться в различных сказочных персонажей, помогать героям решить ту или иную проблему, смоделировав различные варианты своих версий. Возросла мыслительная активность детей на занятиях, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, в снижении утомляемости детей. Изменился и эмоциональный фон, дети чаще улыбаются и смеются.
У старших дошкольников появилось представление о себе, как о человеке, знающем больше, чем ему ‘’ положено'' по возрасту, и это становится основанием для повышения самооценки.
Используемая литература:
1.’’Весёлая дидактика''. А. В. Корзун.
2.’’ Игры с математическим содержанием'' А. А. Смоленцева.
3.’’ Математика в детском саду'' В. П. Новикова.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. '' От рождения до школы’’ под редакцией Вераксы.