Надежда Бабакова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр.
Автор: Бабакова Надежда Александровна воспитатель МБДОУ «Колокольчик» г. Суровикино Волгоградской области.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное воспитание играет важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. С помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве используемых материалов. С этой целью развиваются различные виды художественного творчества, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений :
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
*лепка из глины, пластилина, теста;
*аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
*аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
*конструирование из бумаги;
*рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
*игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
*собирание пазл;
*сортировка мелких предметов (камешки, пуговицы, жёлуди, бусинки,
фишки, ракушки, разных по цвету, величине, форме, материалу.
Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В детском саду мы используем цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски. Карандашами создаются линии, при этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали, затем только можно приступать к раскрашиванию. Лепка позволяет изобразить предметы в трёхмерном пространстве. В ходе лепки ребёнок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. п. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов, позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Её своеобразие заключается в объёмном способе изображения. Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм,получают представление о пространственном положении их частей и величин. В процессе занятий у детей развивается чувство цвета, симметрии, на основе чего формируется художественный вкус. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приёмы вырезывания, правила работы с клеем. Я применяю такие виды конструирования, как конструирование из наборов конструкторов, бумаги, природного материала. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах. Дети знакомятся с приёмами видоизменения плоских форм путём отгибания, складывания, разрезания и склеивания, в результате чего появляется новая объёмная форма.
Существует много дидактических игр, которые помогают решать сенсорные задачи. Многие игры я изготовила сама из подручного материала. Например: дидактическая игра «Найди веревочку для шарика», где дети подбирают предметы по признаку одинаковой окраски, называют цвета. Дидактическая игра «Спрячь колобка» знакомит детей с шестью цветами и их названиями, красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный. Дидактическая игра «Мышки» позволяет закрепить знания цветов, учит различать их, и закрепляет счёт предметов в пределах «5». Дидактическое пособие «Мягкие фрукты и овощи» развивает мелкую моторику, закрепляет понятие цвета, размера, формы.
Анализ проведенной мной работы показал, что систематическая и планомерная работа по проблеме сенсорного воспитания, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развивает речь и сенсорные эталоны.
В результате использования игр и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально- поисковой деятельности.