Екатерина Денисенко
Проект «Тематические небылицы как средство формирования креативности и словесного творчества у детей подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы
стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор»».
К. И. Чуковский.
Ребенок творит постоянно. Его творчество выходит далеко за рамки рисования, лепки, конструирования. Он творит мир и себя самого в нем. Творчество захватывает, окрыляет, позволяет чувствовать себя успешным, значимым. Даже речь, по мнению В. С. Мухина, дети осваивают творчески, придумывая такие формы, которые не являются правильными с точки зрения русского языка, но позволяют ребенку выразить свои мысли». Речь
Публикация «Проект „Тематические небылицы как средство формирования креативности и словесного творчества у детей подготовительной группы“» размещена в разделах
освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет
выйти за их пределы.
Развивающийся ребенок со временем начинает экспериментировать не
только с предметами, но и со словом и мыслью, создавая небылицы.
Небылица - жанр устного народного творчества, прозаическое или
стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического
содержания, в основе сюжета которого лежит изображение искажённой
1
действительности. Небылицы по своей сути представляют собой
интеллектуальные детские игры, которые способствуют гармоничному
развитию ребенка. Умение дифференцировать предметы или объекты,
сопоставлять с их функциями, приписывать предмету новые, неприсущие ему
признаки, по сути, есть тренировкой формирования логического мышления.
«Жонглируя» словами, признаками, характеристиками ребенок учится
оперировать понятиями, познает норму, оценивает адекватность мира.
Небылицы – упражнения, развивающие творческое мышление и
положительные эмоции ребенка. Потешные забавные стишки вызывают у
детей смех, развивают чувство юмора, которое поможет во взрослой жизни
относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям. Положительные
эмоции, которые доминируют в отношениях взрослых и детей укрепляют их
отношения, вызывают чувство доверия.
Тематические небылицы - повествовательные детские фантазии на
заданные темыо том, чего на самом деле нет и быть не может, с
последующим сопоставлениемс реальными фактами.
Небылицы в технике КВИЛЛИНГ - изображение с использованием
техники квиллинг несуществующих, воображаемых детьми предметов и
объектов живой и неживой природы. Дети сами придумывают небылицы и
изображают их в технике квиллинг. На примерах откровенно нелепых,
невозможных ситуаций, ребенок познает действительность.
Актуальность. В последние годы возрос интерес к развитию
креативности. Актуальность определяется изменениями, произошедшими в
социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях
повысились требования к таким качествам личности как открытость новому
опыту, творческое отношение к действительности. Именно от креативных
людей, которые благодаря определенным индивидуальным чертам могут
выдавать быстро и много нетрадиционных идей, зависит дальнейший
прогресс общества и жизни на планете.
2
Дошкольный возраст принято считать наиболее благоприятным периодом
для яркого самовыражения, проявления творческих возможностей, развития
креативности ребенка. Детская непосредственность и повышенная
эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные "открытия"
себя и окружающего мира, обуславливают и способствуют пробуждению и
развитию ростков творчества, в связи с чем, целесообразно развивать их
способности, начиная с раннего возраста, внедряя инновационные формы и
методы.
Знакомство с небылицами и дальнейшее их творческое домысливание,
собственное сочинение создает благоприятную почву для формирования
креативности и словесного творчества.
Цель: формирование креативности и словесного творчества у детей
подготовительной группы в рамках создания небылиц в технике «квиллинг».
Воспитательные:
- Воспитание интереса к художественному жанру «Небылицы».
- Воспитание положительного эмоционального настроя и чувства
юмора.
Обучающие:
- Учить детей различать правду и вымысел.
-Учить отделять присущие предметам и явлениям свойства и
характеристики и неприсущие.
Развивающие:
- Развитие воображения и фантазии детей.
- Развитие всех сторон устной речи.
- Развитиетворческих способностей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный
Обсуждение цели и задач проектас воспитателями, детьми, родителями.
3Консультация для родителей и педагогов на тему: «Как развить
творческие способности у ребенка?»
Разработка комплекса занятий, включающих разнообразные приемы.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс проекта
«Тематические небылицы в технике КВИЛЛИНГ»
План мероприятий по реализации
Проекта
Месяц Тема
Октябрь Чудо-автомобиль
Ноябрь Диковинное дерево
Декабрь Небывалые природные явления
Январь Несуществующий слон
Февраль Необычные дома
Март Воображаемая кошка
Апрель Инопланетяне
Май Необыкновенное чудо
III этап-заключительный Обработка результатов по реализации проекта.
Создание Презентации проекта.
Выпуск детских журналов «ВООБРАЗИЛИЯ».
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: наблюдение,
сравнительный анализ небылиц, сравнительный анализ степени участия семей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей :
- Развитие у ребенка интереса к сочинению небылиц.
- Развитие творческих способностей.
- Формируется умение ребенка рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль.
4
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для автора:
- профессиональный рост;
- накопление методических материалов, разработок для повышения
квалификационной категории;
- повышение компетентности родителей в вопросах развития творческих
способностей дошкольников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Для педагогического сообщества:
- систематизированный материал предназначен для работников дошкольного
и дополнительного образования, а также для всех специалистов,
занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.
- система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги
могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой
работе
- использование тематического планирования, методических разработок,
рекомендаций
- мастер-классы;
- публикации по теме.