КСЕНИЯ КОТОВИКОВА
Развитие у детей раннего возраста мелкой моторики в процессе игровой деятельности с водой и песком
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.
Темочки:
- Игры с песком
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная игровая деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребё нка: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятия знакомых предметов).
Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребёнку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.
В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики, с раннего детства. Как же лучше развивать мелкую моторику?
В силу возрастных особенностей экспериментальная деятельность с малышами протекает в форме игр. Игра -самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду, дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие. И в этом им окажут большую помощь игры с песком и водой.
Значение игр с водой и песком для детей раннего возраста трудно переоценить. Вода и песок действуют на ребенка притягивающе — успокаивается нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребенка. Малыши с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде.
Организуя игры с песком и водой, мы не только развиваем мелкую моторику ребенка, но и знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, расширяя познавательный интерес. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д
Тема: «Вода» Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану предметной деятельности и в режимных моментах. Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим» Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Цветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Катенька чумазая»). С помощью дидактических игр» Водичка, водичка»,»Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.
Тема: «Песок» Проводим различные опыты с песком на занятии по ознакомлению с окружающим «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение»» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Чьи следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня, в этих играх: воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам. Неслучайно малыши любят играть в песочнице, ходить по лужам, переливать воду, разливать и смотреть, как появляется ручеек. Зачастую взрослые гасят познавательный интерес ребенка окриками: «упадешь, испачкаешься, не тронь, не лезь». Хотя, при помощи воды и песка, которые так полюбились детям, можно не только развивать моторику, но и накапливать обширный сенсорный опыт.
В нашей группе создан «Центр элементарного экспериментирования». Дети изучают свойства песка и воды, играют с ними, развивают мелкую моторику.
Содержание экспериментального центра:
• Емкости для воды (таз)
• Резиновые игрушки
• Формочки и совочки
• Воронки
• Сито
• Щеточки для сметания песка
• Сачки
• Контейнеры с песком и камнями
Непосредственный контакт ребенка с водой и песком, элементарные опыты с ними, доставляют детям не только радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе мелкую моторику, которая позволяет детям: Научиться понимать многие явления окружающего мира. Лучше адаптироваться к практической жизни, Стать самостоятельным и уверенным в себе.
Подводя итог, хочется отметить, что самое существенное происходит на этапе раннего возраста, продолжая заниматься развитием мелкой моторики, мы способствуем: развитию точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности; развитию психических процессов : произвольного внимания, логического мышления, речи и памяти; формированию графических навыков. Тем самым подготавливая детей к трудному этапу в их жизни – школьным годам.