Наталья Дмитриевна
Развитие творчества у детей с аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром раннего детского аутизма интересует умы ученых, врачей, психологов, учителей и родителей. Тема аутизма затрагивается во многих научных статьях, однако, данная проблема изучена не до конца.
Психологами, изучавшими данное расстройство, было выдвинуто предположение о том, что аутизм чем-то схож с гениальностью, детей-аутистов нередко сравнивали с детьми-индиго, а некоторые и вовсе считают аутизм не недугом, а даром.
Публикация «Развитие творчества у детей с аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Считается, что корни гениальности кроются в легком психическом отклонении. Речь идет не о сумасшествии, а об одной из форм аутизма, при которой не страдает интеллект, но существенно снижаются социальные способности. Название этого заболевания, легкой формой которого страдали Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Моцарт, Кант и многие другие, звучит как синдром Аспергера.
Синдром Аспергера – одна из форм аутизма, при которой не страдает интеллект, но существенно снижаются социальные способности — может быть напрямую связан с гениальностью [1].
Фитцджеральд считает, что синдром Аспергера (равно как другие проявления аутизма) контролируется теми же генами, которые отвечают за творческое мышление [2].
Именно поэтому родители должны научиться развивать способности ребенка, которые могут заключаться в том, что он сможет рисовать красивые картины, а другой ребенок будет решать сложнейшие математические упражнения.
Рекомендации по развитию творческих способностей у аутичных детей мало чем отличается от рекомендаций для детей без отклонений. Однако, есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать, работая с детьми-аутистами. Для таких детей развитие их творческих способностей является необычайно важным. Это возможность найти себя в рисовании, лепке, музыке, изобретательстве и во многом другом. Выявив способность ребенка к тому или иному предмету, ее необходимо неуклонно развивать. Все методы работы с обычными детьми также подходят и для работы с детьми с отклонениями.
Особое внимание необходимо уделять моторике пальцев и работе с бумагой. Рисование карандашом особенно предпочтительно, так как формирует навык владения ручкой при письме. Поощряйте детей подписывать слова под каждым изображением. Например, мама, кошка, дерево. Бумага прекрасный материал для скульптурных композиций и аппликаций.
Детей-аутистов могут раздражать некоторые цвета, например, ярко-желтый. Не настаивайте на традиционном раскрашивании рисунков, давайте им полную свободу творчества [3].
Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды занятий: музыкальные занятия, танцы, лепка, рисование красками, рисование брызгалкой на стене, рисование мелками, рисование на больших холстах, рисование руками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками-веточками к солнышку.
На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует.
Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.
Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка [4].
Рекомендуется практиковать рисование архетипических образов. К архетипическим относятся образы солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Все те образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий. Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно как и основой для личного опыта каждого человека. Для ребенка, возможности которого ограниченны, изображение архетипических образов особенно важно, потому что эта область объединяет различные аспекты, грани личности ребенка. Она становится связующей благодаря цельному и глубокому переживанию опыта соприкосновения с реальностью, идущему из области бессознательного, тогда как в жизни особый ребенок часто лишен такого опыта из-за своих ограничений [4].
Детям с особенностями развития необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок. Они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на физический и психический тонус организма, стимулируют творческую активность.
Рекомендуется также использовать музыкальную терапию. Данная терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты: развитие коммуникативных навыков, мотивация к взаимодействию, развитие творческих навыков и потребности в самовыражении, а также улучшение памяти и концентрации. Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем ребенок пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом [5].
Важными нам кажутся занятия такого ребенка литературой, сначала детской, потом классической. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое, развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации такого ребенка, его эмоциональной стабилизации [6].
Мы предполагаем, что всевозможные виды творчества помогут ребенку-аутисту и его родителям выявить сильные стороны ребенка, а может быть и откроют невероятные грани таланта, в какой-либо области. Важно помнить, что большинство способностей и талантов детей можно заметить уже в раннем возрасте, поэтому необходимо наблюдать за интересами детей-аутистов, чтобы в дальнейшем помочь ребенку развить, возможно, гениальные способности, тем самым помочь ребенку реализоваться и состояться в жизни.