Анжелла Шепенева
Развитие речевого творчества через использование технологии «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
КОНСПЕКТ
семинара для педагогов ДОУ
«Развитие речевого творчества через использование технологии «Карты Проппа»».
Подготовила:
Шепенева Анжелла Николаевна
старший воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Развитие речевого творчества через использование технологии „Карты Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: повышение компетенций педагогов в части обеспечения художественной, творческой деятельности воспитанников, становления у них эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
• Познакомить педагогов с технологией «Карты Проппа».
• Упражнять педагогов в использование карт В. Я. Проппа.
• Развивать речевое творчество педагогов, вербальные и невербальные способы общения, умение работать в команде;
• Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.
Оборудование: мультимедийная система, слайдовая презентация. Листы писчей бумаги, ручки, карты В. Я. Проппа демонстрационные и раздаточные (2 комплекта). Картинки с изображением сказочных героев. Волшебный клубок, ниточки с бусинками и без.
Ход.
1. Мотивационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги. Скажите, пожалуйста, что вас вдохновляет, заряжает на творческую деятельность? (ответы педагогов).
Я думаю, многие из вас знают, что очень люблю читать. Это то, что меня вдохновляет. Особую ауру всегда создают волшебные сказки. Сегодня я приглашаю вас прокачать свое речевое творчество, окунуться в мир сказок и вспомнить одну из педагогических технологий, направленную на развитие детского речевого творчества. Вы согласны? (ответы педагогов).
2. Основная часть.
Первое упражнение, которое мы с вами выполним, называется «Ассоциации». Напишите вверху листа словосочетание «Речевое творчество». По моей команде вы начнете писать слова-ассоциации, которые приходят вам в голову. Старайтесь написать, как можно больше слов. Когда я скажу стоп, прекратите писать. Начали.
Кто хочет озвучить получившийся столбик? (ответы педагогов). Обратите внимание на эмоциональный окрас слов в списке, положительная или отрицательная окраска слов в вашем списке? (ответы педагогов). Отложите лист на край стола, вниз списком. Спасибо.
Пришло время окунуться в мир волшебных сказок, во многих сказках встречаются те или иные волшебные предметы, назовите, какие вы помните волшебные предметы? (ответы педагогов) Сегодня в нашем путешествии нас будет сопровождать волшебный клубок. Давайте вспомним названия волшебных сказок, поможет нам клубочек. Приглашаю всех в круг. Перебрасывая клубок, называйте сказку. Перебрасывать клубок можно любому, стоящему в кругу, но перед тем, как бросить клубок, необходимо поймать взгляд коллеги. Начали. Присаживайтесь на свои места.
Уважаемые коллеги, с чего начинается волшебная сказка? (присказка, зачин, приглашение в сказку) какие вы знаете присказки? (на слайде – варианты присказок) На флип-чате выставляю картинку «Жили-были». После того, как началась сказка, в повествовании возникают какие – то особые обстоятельства, которые закладывают основы сюжета сказки. Вспомните, какие обстоятельства возникают в сказках? (на слайде - курица снесла яйцо золотое, мать с отцом уехали на ярмарку, мама напекла пирожков и т. д.) Выставляю картинку «Особые обстоятельства».
После этого, в жизни героев сказки возникает какой – либо запрет. Вспомните сказочные запреты (на слайде - не бросай братца, не ешь пирожок, не разговаривай с чужими и т. д.) На флип-чате картинка «Запрет». После возникновения запрета, бывет, что он нарушается, а бывает, что не нарушается. Вспомните, как нарушают запреты герои волшебных сказок? (на слайде - разговаривает с волком, сжигает шкурску лягушки и т. д.) На флип-чате картинка «Нарушение запрета». Далее, сюжет волшебной сказки может включать разнообразные действия. На флип-чате выставляются остальные карты Проппа). Чем заканчивается любая волшебная сказка? Выставляю картинку «Счастливый конец». После окончания сюжета, в волшебных сказках оформляется концовка.
Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Какие вы знаете варианты концовок? (ответы педагогов) (на слайде - Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.) Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.
Уважаемые коллеги, на флип-чате вы видите интересные картинки, которые описывают основные функции действующих лиц сказки. Кто знает, как называется технология, в которой используются эти карты? (ответы педагогов). Я с вами совершенно согласна, это карты Проппа. Большой знаток и любитель сказок, ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что они очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. В. Я. Пропп назвал их функциями.
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу повествования. (т. е. победа не может быть раньше борьбы).
В. Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию. Карты Проппа это своеобразный конструктор, из деталей которого можно сложить сказку.
Что мы сейчас с вами и сделаем.
Далее мы работаем командами. Разделиться нам поможет волшебный клубок. Потяните за ниточку, у кого ниточка с бусиной, займите места слева, у кого нет бусинки – справа за столом. Карты зачина и концовок у вас есть на столах, предлагаю вслепую вытащить из колоды 5 карт. Главного героя можете выбрать из представленных изображений на столах, можете придумать своего. На сочинение сказки вам даётся 5 минут. Далее, каждая команда представит свою сказку.
3. Самостоятельная работа педагогов. Представление сказок, сочиненных педагогами.
Спасибо, коллеги. Уважаемые коллеги, представьте себе, что мы решили снять фильм по вашим чудесным сказкам. Предлагаю вам командой изобразить последний кадр, счастливый конец своей сказки. Приступайте к созданию стоп – кадра, время – 3 минуты.
Самостоятельная работа педагогов. Любование стоп-кадрами.
Уважаемые коллеги, займите свои места за столами, возьмите листы, где вы писали слова-ассоциации, сейчас так же я засеку время 2 минуты. Ваше задание остается то же – пишите слова-ассоциации к словосочетанию «Речевое творчество». Начали.
Изменилось ли количество слов? (ответы педагогов) Значение слов? (ответы педагогов) Их эмоциональный окрас? (ответы педагогов)
4. Рефлексия.
Коллеги, подходит к концу наша сегодняшняя встреча. Поделитесь впечатлениями, что вас удивило? (ответы педагогов) Обрадовало? (ответы педагогов) Как вы думаете, зачем развивать речевое творчество педагогу? (ответы педагогов) Благодарю вас за плодотворную работу.