Елена Ларина
Развитие творческого воображения у младших дошкольников (из опыта работы)
Маленькие дети чрезвычайно отзывчивы и проявляют большой интерес ко всему, что их окружает. Только яркие впечатления и переживания сохраняются у них на всю жизнь. Поэтому, мы считаем, необходимо с самого раннего возраста прививать детям интерес к доступным их возрасту произведениям искусства, к красивым вещам, учить восхищаться красотой окружающей природы, вовлекать в процесс сопереживания по поводу увиденного и услышанного. В процессе восприятия прекрасно развиваются мышление, память, воображение.
Публикация «Развитие творческого воображения у младших дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Воображение-важнейшая сторона нашей жизни. Если у человека не было бы фантазии, скольких научных открытий и произведений искусства лишилось бы человечество. Воображение и эмоции в жизни ребенка нераздельны. Творческая деятельность развивает личность, помогает усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Творчество формирует эстетические чувства. Посредством этой деятельности мы формируем восприимчивость детей к миру, развиваем умение ценить прекрасное.
Педагог сам должен испытывать и уметь выражать эмоции, привлекать ребенка к сопереживанию. Необходимо обращать внимание детей на эстетическое оформление группового помещения, на красивую опрятную одежду малышей, бантики, заколку, вышивку, красивые яркие пуговки. Во время еды мы указываем на красиво сервированный стол, учим видеть необычное в обычном, приобщаем к оказанию помощи при сервировке столов, вместе красиво складываем салфетки. А природа? Зимой обращаем внимание на красивые заснеженные деревья, большие пушистые сугробы, на снежинки- маленькие звездочки, не похожие одна на другую. Весной –появление первых зеленых листочков.
Мы учим выражать свои эмоции в танце под музыку М. И. Глинки, П. И. Чайковского. Много внимания мы уделяем приобщению малышей к театрализованной деятельности, используем игры-инсценировки: «Мы –котята», «Снежинки», «Козлята и волк», «Где мои цыплята». В театральном уголке есть все необходимое. Наши дети не только с интересом смотрят представления, но и с удовольствием участвуют в них. Воспитатель помогает воспроизводить интонации, характер движения персонажей.
Насыщенная яркими впечатлениями интересная жизнь ребенка вызывает у него желание рассказать об этом в рисунке. Мы учим узнавать в выполненных еще неумелыми маленькими ручками каракулях и пятнах знакомые предметы: солнышко, цветок, цыпленка, развиваем способность эмоционально откликаться на яркий цвет, блестящую гладкую поверхность пластилина. Наши дети любят рисовать не только карандашами, фломастерами и кистью, но и пальчиками, кусочками поролона, мелками.
Мы широко используем кляксографию. Дети придумываю, что получится, и вместе со взрослыми дорисовывают кляксу-картинку. Пробуждая у детей интерес к лепке из соленого теста, пластилина и глины,мы стараемся помочь создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. Занятия по лепке вплетаем в игровые сюжеты: пирожки - угощение для наших кукол, овощи и фрукты для игры в магазин, грибки для ежика. Приобщая детей к изобразительной деятельности, мы стараемся поддержать каждого ребенка, поощряем любые попытки творчества малышей, хвалим их, относимся с уважение к тому, что получилось. В процессе работы привлекаем внимание детей и родителей к продуктам детского творчества, так как только внимательное отношение взрослого к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за свои достижения.