Антонина Калачева
Опыт работы «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел II. Технология описания опыта
Целью данного опыта является развитие воображения и творческой активности дошкольников, приучение их к самостоятельному поиску решений посредством использования игровых развивающих технологий.
Задачи:
Публикация «Опыт работы „Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Научить детей выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, сравнивать.
2. Сформировать умения воспитанников размышлять, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, придумывать варианты решения.
3. Развивать нестандартное мышление, внимание, память, творческие способности у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Система работы охватывает все уровни образовательной деятельности и реализуется:
• в организованной образовательной деятельности;
• в совместной деятельности педагога и детей;
• в самостоятельной игровой деятельности детей;
• в организации режимных моментов как фрагмент или игра;
• во взаимодействии с родителями, педагогами.
Работа по данному направлению началась с подбора и изучения методической, педагогической литературы, которая позволила сформировать представления о процессе развития воображения и творческой активности детей дошкольного возраста.
На каждом возрастном этапе развитие творческой активности имеет свои формы и требует особых условий для своего формирования.
На первоначальном этапе в ходе изучения проблемы систематизирован материал, раскрывающий динамику сформированности воображения и творческой активности.
В основу опыта легли следующие принципы:
• принцип систематичности и последовательности: формирование знаний, стремление «добыть» эти знания самостоятельно должно формироваться по восходящей, от простого к сложному;
• принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные сведения для данных детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
• принцип учета «зоны ближайшего развития»: наличие у педагога в запасе задания (варианта) на случай особого интереса или успеха кого-то из детей;
• принцип интеграции: любая работа ведётся во взаимодействии с другим педагогом, работающим с детьми, с родителями и не замыкается в рамках одного вида деятельности.
Данные принципы являются основой педагогической технологии.
Также, в основу образовательной работы педагога были положены принципы педагогики Ф. Фрёбеля:
• признание уникальности каждого ребенка;
• целостный взгляд на развитие каждого ребенка;
• выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• признание целостности детства в своих проявлениях;
• создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Но главный принцип по Ф. Фрёбелю – не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что ему дала природа.
В процессе работы над темой опыта использовались следующие методы:
• проблемный: перед детьми ставится определённая проблема, предлагается найти варианты её решения;
• «мозговой штурм»: предлагается искать множество вариантов выполнения задания;
• совместный поиск решения задания: педагог не выдаёт готовых ответов, а лишь направляет, полноправно участвует в поиске;
• продуктивный: дети самостоятельно или совместно с педагогом создают занимательные материалы;
• проектный: дети совместно и под руководством педагога, с помощью родителей занимаются исследовательской деятельностью.
В арсенале автора опыта следующие приёмы:
• словесное воздействие: объяснение, мотивация выполнения задания;
• наглядное воздействие: занимательный, иллюстративный, раздаточный материал, слайдовые презентации;
• практическое воздействие: сравнение, рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, исправление специально допущенных ошибок, совместное и индивидуальное творчество.
Педагог в своей ежедневной работе с детьми в ходе режимных моментов использовал индивидуальные и групповые формы работы с воспитанниками:
• развивающие игры и упражнения;
• загадки, загадки с несколькими вариантами ответов;
• развивающие задания;
• ребусы, шарады, кроссворды, головоломки;
• логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах;
• продуктивную деятельность.
Педагогом был разработан перспективный план использования развивающих игр и задач математического содержания для развития творческой активности детей (Приложение 3).
Эффективной реализации поставленных задач способствовала организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на стимулирование познавательно-исследовательской деятельности детей, развитие у них умения выстраивать логические «цепочки», творчески подходить к выполнению задания и проявлять при этом инициативу.
С целью развития у детей умения выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, педагог использовал логические задачи и упражнения, головоломки, ребусы, шарады, лабиринты, загадки и проблемные вопросы с возможностью неоднозначных ответов. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, выявление недостающих в ряду фигур, на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления, сообразительности и речи. В результате была подобрана картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста (Приложение 4). В процессе подобных игр дети не только закрепляют ранее полученные знания, а так же приобретают новые умения, навыки, развивают умственные и творческие способности, учатся подбору вариантов.
Автор опыта начинал занятия с детьми средней группы, выбирая игры и задания в порядке повышения уровня сложности, в соответствии с возможностями детей. Доступность заданий и успешное их выполнение придают дошкольникам уверенность в своих возможностях, у них появляется желание продолжать подобную деятельность. Система работы по каждому виду развивающих игр проводилась поэтапно.
На первом этапе детей пятого года жизни знакомили с развивающими играми, когда у детей возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дошкольники оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Основные достижения этого возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации.
Для данного возраста применялись устные задания, такие как «Да-нетки»; «Вопрос – ответ»; головоломки – загадки («Скажи наоборот», «Большой – маленький», «Кто быстрее назовет», «На что похоже», «Что увидел – опиши»). В организации малоподвижных игр с правилами на прогулке проводилась игра «Моё облако», с целью в обычных явлениях находить и видеть необычное, что способствовало развитию воображения. Применялись занимательные игры с предметами, такие как различные кубики, липучки использовали как предмет – заместитель в сюжетно-ролевой игре «Зоопарк». Также, во время игры «На что похоже» использовалась цветная пряжа для моделирования на ковролинографе, с целью развития коммуникативных способностей в общении со сверстниками, изобразительных и конструктивных навыков, воображения.
К механическим играм относятся проволочные головоломки состоящие из 3-4 деталей; «игры Никитиных»; «Квадрат Воскобовича»; «Танграм»; «Пентамино»; «Пятнашки» (вместо цифр, на фишках были изображены разноцветные геометрические фигуры); «Мозаики»; «Геоконт». На занятиях по формированию элементарных математических представлений, для развития мелкой моторики, хорошо подходят «Геоконт», «Танграм», «Пентамино», а также развивающие «игры Никитиных». Они использовались в начале занятия, в середине и в конце, где это было целесообразно.
К печатным (графическим) играм относятся дидактические игры типа «Лабиринт»; «Волшебное дерево»; «Друдлы».
В совместной деятельности педагога и детей, в игре в парах, головоломки «Друдлы» использовались перед занятиями изобразительной деятельностью как, своего рода, настрой на творчество. Детям предлагались карточки-схемы (различные варианты изображений, где необходимо было схемы соотнести с представленными образами. Такой подход способствовал развитию воображения, развитию способности в создании новых образов оригинальных в исполнении.
По мере взросления детей менялись формы и методы работы. В образовательном процессе использовалось больше методов проблемно-поискового характера, детям предоставлялось больше самостоятельности.
На втором этапе – в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) систематизировались представления детей, продолжали развиваться воображение и творческая активность. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования. Однако дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов.
Продолжая работу и учитывая возрастные особенности детей, усложнялись устные занимательные игры. В игре «Да-нетки» вводились вопросы, которые были направлены на приобретение навыков у детей ориентировки в пространстве.
Игры с предметами пополнялись новыми образцами: «Куби – Гами»; «Колумбово яйцо»; «Палочки Кьюзенера»; «Блоки Дьенеша».
Механические занимательные игры пополнялись более сложными: «Змейка» и «Кубик Рубика»; «Пентамино» (без схемы); «Пятнашки» с цифрами; проволочная головоломка типа «Меледа».
В этом возрасте, дети, запоминая подробную инструкцию игры, использовали данные головоломки в самостоятельной игровой деятельности.
Печатные (графические) задания на этом этапе усложняются. Схемы дети использовали как элемент для создания представленного образа на плоскости. В старшей группе дети целенаправленно вовлекаются в проектную деятельность, перед ними открыты возможности «новых открытий». Проводилась работа по сочинению загадок, в том числе, математического содержания, подбору вариантов ответов. На данном возрастном этапе дети знакомились с логическими задачами, учились их понимать и решать. Решение педагог предлагал проговаривать, изображать в рисунках, проигрывать с помощью театральных этюдов. Воспитанники знакомились с кроссвордами, ребусами и шарадами, головоломками.
На третьем этапе –в подготовительной к школе группе (6-7 лет) в работе с детьми использовалось многообразие уже известных дошкольникам головоломок. В развивающей предметно-пространственной среде группы создана коллекция головоломок и занимательных заданий.
Пополнились картотеки устных головоломок и развивающих игр интересными задачами на развитие воображения (Приложение № 4). Данные задачи применялись в творческих играх – импровизациях; режиссерских играх с придуманным сюжетом.
Игры с предметами были дополнены игровым набором «Сложи чемодан». В коллекцию механических занимательных игр были добавлены «Тангос» (на магните); «3Д – пазлы»; проволочные головоломки. Например, головоломки «Тангос» (на магните) применялись как элемент образовательных развивающих ситуаций по формированию элементарных математических представлений, а в самостоятельной игровой деятельности пользовались успехом у детей «3Д – пазлы». Внедрение в детскую деятельность этих механических головоломок способствовало развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей.
Печатные развивающие игры пополнились такой игрой как «Геовизор Воскобовича», а также усложненными графическими головоломками. На этом этапе дошкольники дополняли одно изображение, используя 10 – 20 способов, создавали образ предмета, давали ему толкования. Дети использовали схему, как элемент для создания уже объемных образов.
В подготовительной к школе группе дети совместно с педагогом и самостоятельно придумывали, формулировали занимательные задания, создавали рукотворные книжки-малышки загадок и участвовали в проектно-исследовательской деятельности. В этом возрасте дети уже «ломают головы» над сложными загадками. Воспитанники с удовольствием подбирали варианты отгадок к известным и новым загадкам. Педагог поощрял проявление детьми творчества при решении заданий занимательного характера, использование при ответе разнообразных доступных изобразительных средств (ответ можно нарисовать, вылепить, представить в виде аппликации или выложить из шерстяных ниток, пуговиц, палочек и т. п.). От детей принимались любые ответы, главное условие: ребёнок должен объяснить свой вариант.
Элементы занимательных игр в образовательной деятельности, игр в самостоятельной деятельности дошкольников, строились с учетом возможностей творческого потенциала каждого ребенка (по результатам диагностики). Обучение основывалось на активности и самостоятельности детей. Каждый сам определял степень своей включенности в занятие, игру. Допускался отказ ребенка от участия в той или иной части занятия или игры. Это позволяло детям, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе. Занятия строились в форме игры, соревнования, путешествия. Для проведения занятий создавалась и постоянного поддерживалась атмосфера творчества и психологической безопасности.
Содержание занятий предполагало смену видов деятельности детей, положения их тела через каждые 10-15 минут, что достигалось включением в занятие игровых приемов гимнастических, психогимнастических и психотехнических упражнений.
Игровые приемы на занятиях с применением элементов развивающих игр являлись ведущими. Игровое взаимодействие дошкольников способствовало нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения детей, усиливало их мотивацию, активизировало процесс создания идей (Приложение №5).
В практике работы широко использовалась свободная детская деятельность по использованию развивающих игр в самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование цветными палочками). Дошкольники упражнялись с набором как индивидуально, так и небольшими группами. Кроме игр-головоломок, проводились занятия-игры с использованием палочек, прищепок, лент, бросового и природного материала, уделялось большое внимание беседе, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги.
Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Родители, узнав о предполагаемых результатах подобной совместной деятельности, заинтересовались ею. Для родителей педагогом проводились мастер-классы по организации увлекательного досуга детей «Поиграй со мною, мама»; консультации «Как организовать игры детей дома с использованием игровых развивающих заданий – поиграем, помечтаем!» (Приложение №6, «Познавательно-исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте», «Загадки бывают разные», «Чудо — вопросы».
В сотрудничестве с родителями были организованы: праздники и развлечения – литературный праздник «Герои сказок», «Мама – солнышко моё»; детские исследовательские проекты – «Книжкина история», «Снежинка», «Часы», «Азбука»; семейный конкурс книжек-малышек.
Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для развития детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.
Раздел III. Результативность опыта
Мониторинг на этапе завершения работы проводился по тем же критериям и показателям, что и первоначальный (Педагогический мониторинг Афонькиной Ю. А.).
В результате проделанной работы дети научились выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, сравнивать, размышлять, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, самостоятельно придумывать варианты решения. В обычных предметах и явлениях дети находили и видели необычное, нестандартное. Дети познакомились с новыми игровыми технологиями. Весь приобретенный опыт применялся детьми на практике и, по отзывам родителей, сделал повседневную жизнь интересной и увлекательной.
Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников воображения и творческой активности через применение различных видов игровых развивающих технологий.
Анализ итоговых результатов педагогических наблюдений подтверждает позитивную динамику сформированности воображения и творческой активности дошкольников. Было выявлено, что у 59% детей данные качества сформированы, у 21% детей частично сформированы и у 20% не сформированы. Данные мониторинга динамики представлены в таблице (Приложение № 1).
Опыт работы по данной теме показывает, что выбранная система работы по развитию воображения и творческой активности через различные игровые развивающие технологии имеет положительные результаты.
Библиографический список
1. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности/ Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - с. 9-16.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - https://www.twirpx.com/file/1886009/, 2016.
3. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве/ Н. Е. Веракса, Веракса А. Н. – Санкт-Петербург :Мозаика-Синтез, 2012. - с. 51-68.
4. Воскобович В. В. Развивающие игры Воскобовича/ В. В. Воскобович. - Москва: Сфера, 2015. - с. 36-48.
5. Глаголева К. С., Выготский Л. С. О роли игры в психическом развитии ребенка. / К. С. Глаголева // Молодой ученый. 2017. №4. с. 324-326.
6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольник/ О. М. Дьяченко. – Москва: Международный Образовательный и психологический колледж. - 2006. - с. 21 - 30.
7. 3вонкин А. К. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила/ А. К. Звонкин - Москва: МЦНМО, 2004. - №8. - с. 41-44.
8. Никитин Б. П., Ступеньки творчества или Развивающие игры/ Б. П. Никитин. - Москва: Самокат, 2017. - с. 26-28.
9. Перельман Я. И. Весёлые задачки и головоломки: научно – популярное издание / ред. Е. Ю. Целлариус. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 382 с.
10. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в детском саду / Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. - 238 - 240.
11. Сапогова Е. Е. Азбука воображения: Практическое руководство по развитию воображения дошкольников. / Е. Е. Сапогова. https://infourok.ru
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям :новое прочтение/ В. А. Сухомлинский. - Киев: Акта, 2012. - с. 563-564.
13. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста /Л. Б Фесюкова. Москва: Фолио, АСТ, 2009. - с. 464 – 475.
14. http://www.gala-d.ru/parts/1086-part5.html.
15. http://studopedia.ru/3_71866_idei-pedagogiki-ffrebelya.html
16. https://www.maam.ru