Петрова Евгения
Развитие творческого воображения у детей в сочинении и импровизации сказок на основе восприятия классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к одностороннему развитию какого - либо одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управление его развитием, а во- вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения, как мотивы и эмоции.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей в сочинении и импровизации сказок на основе восприятия классической музыки» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
О. П. Радынова в своей программе «Музыкальные шедевры» писала о том, что музыка издавна признавалась важным средством формирования личных качеств человека, его духовного мира.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие, в том числе, слушание музыки, восприятие музыкальных произведений, оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие музыкальных способностей ребенка, общее развитие, на формирование основ музыкальной культуры.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Наблюдая за детьми на утренниках, в общении с взрослыми, сверстниками, можно заметить немало детей безразличных ко всему окружающему, детей, которые не в полную меру могут показать и проявить себя. Недаром известный психолог Л. С. Выготский писал, что «воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни. Воображение способно создавать новые комбинации, фантастические представления. Чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Через слушание музыки ребенок набирается определенного жизненного опыта». Для того, чтобы раскрыть и развить эти способности у детей, сделать развитие ребенка гармоничным, я строила музыкальные занятия так, чтобы дети смогли получить разнообразные, яркие музыкальные впечатления, научились сопереживать музыку, понимать ее. Слушая музыку, ребенок постигает мир прекрасного. Мелодию, которую мы слушаем на занятии, малыш должен прочувствовать, пропустить ее как бы через себя, уметь сравнивать, сопоставлять.
Цель моей работы - раскрыть и развить творческие способности детей.
Исходя из этого, поставила перед собой задачи:
1. Развивать творческие способности детей средствами слушания музыки и ритмических движений.
2. Развивать исполнительские способности через создание образа, эмоциональную отзывчивость и импровизацию.
Для решения данных задач использовала следующие программы:
«Камертон» Костиной. Э. П
«Музыка и сказка» Радыновой О. П.
Музыка и движение» Бурениной А. И.
«Музыка и театр» Крыловой И. И.
«Музыка и изобразительное искусство» Куревина О. А., Васильева И. С.
Чтобы развить интерес и активность детей, использовала следующие методы и приемы:
1. Наглядно-слуховой (слушание музыки, беседа о ней, словесное описание образов, зарисовки; использование современных средств ТСО).
2. Наглядно- зрительный (подбор музыкальных пособий, картин, карточек).
3. Игровой (через дидактические игры, инсценировки, игры - имитации).
4. Метод проблемно - поисковых ситуаций, через пластические импровизации детей, пробы в создании образов сочиненных сказок с помощью взрослого в начале и затем самостоятельно без показа взрослого.
Для успешной реализации задач и использования методов разработала проект развития у детей восприятия музыки и изображение ее в движении, где проследила этапы своей работы: провела первичную диагностику через индивидуальную работу по выявлению уровня творческого потенциала детей, вела работу по составлению сказок для достижения развития воображения.
Чтобы дети не были пассивными слушателями, включала для них творческие задания.
После слушания музыки, побуждала детей к высказыванию о своих переживаниях (какие чувства вызвала музыка, какое настроение).
Подбирали инструменты и подыгрывали на них в соответствии с характером музыки.
Сравнивали данное произведение с ранее услышанным или аналогичным произведением.
Сочиняли сказку, разбирали роли.
Постигали «язык движений» через средства музыкальной выразительности – импровизации.
Для развития творческих способностей проводила такие занятия, как:
- Занятия - путешествия («В мир танца», «Прогулка в лес»);
- Сказка в музыке из цикла «Времена года»;
- Занятия с использованием нескольких произведений разного характера в одном сюжете.
Благодаря этой работе, у детей развивался эстетический вкус, дети преодолели робость, стали более активными, раскрепощенными, постигли языком движений средства музыкальной выразительности. Дети обыгрывали своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание. В работе помогли этюды пантомимы, этюды на выразительность жестов, мимики, игры на перевоплощение, создание образа.
В младшем возрасте обращала особое внимание у детей на образно- пластическое творчество через первичные наглядно - действенные представления о простейших выразительных возможностей языка движений в воплощении образа. В данном возрасте с детьми ставила сюжеты с участием одного героя, дети создавали образ «подснежника», «рассвета». В начале года дети учились передавать внешний образ какого - либо персонажа, постепенно переходя к освоению способов выражения внутренних свойств образа. В младшем возрасте сюжеты ставились с участием одного героя: «Подснежник», «Рассвет».
В среднем возрасте проводила работу с детьми над развитием парного образно - пластического взаимодействия, учила детей жестовому, невербальному общению. Предлагала детям самим найти способ перевоплощения, используя индивидуальные пробы - импровизации. Вместе с детьми обсуждали наиболее удачные, оригинальные образы. Сюжет для детей строился на основе нескольких персонажей в соответствии с характером музыки :«речка — замерзла - оттаяла», «цветы спали под снегом – расцвели – завяли».
В старшем возрасте работу проводила по двум направлениям:
- развитию способности к образному перевоплощению детей;
- развитию образно- пластического взаимодействия.
В этом возрасте особое внимание уделяла детализации образа выразительной передачи различных характеристик персонажа, умению перевести сочиненное в «язык жестов». Дети учились взаимодействию персонажей относительно друг друга «невербальному общению». Учились совмещать пластику движений с внутренними переживаниями.
Благодаря этой работе, у детей появился творческий интерес, увлеченность, заинтересованность в успехе и творческом самовыражении. Дети стали более раскрепощенными, раскованными. У них появились творческие способности к сочинению сказок, импровизации на заданный сюжет. Стремление дошкольников достоверно воплотить образ героя или характер музыкального произведения в движении помогло им научиться управлять своим телом, самостоятельно создавать пластический образ перед сверстниками, выполнять различные двигательные комбинации. Дети научились оценивать свои творческие способности, давать оценку себе и своим товарищам. На протяжении всего учебного года ведется работа с родителями: совместные праздники, дни открытых дверей, школа молодой семьи, неделя сказок, музыкальная гостиная. Все эти мероприятия сближают детей и родителей, поднимают интерес родителей в обучении детей музыке. Если дети слышат высокохудожественную музыку в детском саду и дома, они накапливают опыт переживания и сознании ценных в художественном отношении интонаций музыки, у них формируются основы музыкального вкуса и эмоционального восприятия, что активизирует деятельность воображения и творческого проявления детей.