Наталья Попова
Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Что важнее – любить или понимать музыку?
"Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам на МО, а вслед ей неслось: "Кому она нужна, ваша классика! Старый хлам в новую жизнь нечего тащить. "
Удивлены? Я была не просто удивлена - шокирована! Совершенно случайно я стала свидетелем этой сцены, и, откровенно говоря, растерялась. Не знала, как себя вести.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыки» размещена в разделах
Через секунд из кабинета выскочила молодая женщина, как я узнала позже - старший воспитатель, на ходу с возмущением отвечавшая в ещё открытую дверь: "Хорошо, хорошо, я извинюсь и попробую её вернуть". Как развивались события дальше, не знаю. Я выполнила данное мне поручение и поторопилась уйти, а в голове стучало: " Кому она нужна, ваша классика".
Вспомнив сегодня об этом печальном эпизоде, я решила ещё раз порассуждать с вами, коллеги, о том, нужна нам музыкальная классика или нет. Тем более, что несколько лет назад, когда к нам с творческой встречей приезжал в город М. Казиник, я слушала его с замиранием сердца, тем более, что существенное время он говорил именно о том, какова же роль классической музыки в нашей жизни.
На вопрос, что важнее – любить или понимать музыку культуролог, искусствовед и музыкант Михаил Казиник даёт конкретный, однозначный ответ: любить классическую музыку важнее, чем понимать её. Любовь к искусству, в частности, к музыке, рождается не в профессиональных кругах, она рождается в душе. А музыка, по утверждению Канта, - это шестое доказательство бытия Бога.
Прошло время, сменилась формация, а постулат вульгарной социологии, автором которого был Маркс, о том, что первично бытие и оно определяет сознание, продолжает жить. Это утверждение годится для представителей животного мира, но не человека, у которого сформировавшееся сознание начинает творить бытие.
В каждом человеке есть два начала: грубая материя – она присуща всем поголовно, это то, что мы едим, о чём говорим, в чём живём, это всё, что нас окружает. И есть тонкий мир, содержащий в себе общечеловеческий ценности, наши переживания и любовь, любовь ко всему окружающему. Мы же хотим, чтобы дети наши были успешны в жизни, но при этом сохраняли в себе тонкий мир. Почему это так важно? Потому, что бизнес (в данном случае имеется ввиду не популярное понятие о бизнесе, а любая работа, приносящая удовлетворение и доход) на самом высоком своём уровне – это высокая математическая и музыкальная культура. Ведь существует два вида бизнеса – общепринятый, так сказать, когда любой человек воспринимается только как партнёр, когда в голове мысли только об умножении дохода и когда ночами не спишь, думая о… А о чём, каждому из нас это понятно и без расшифровки. И есть бизнес (назовите его работой, служением, от это он не изменится в своём характере) другой – творческий. Это высшая форма мышления, при котором впереди цель эстетическая. Структура такого бизнеса – сонатная форма, со всеми присущими ей законами построения, в которой побочная партия является доминантой мышления. Это абсолютно музыкальное мышление, это математическое мышление потому, что бизнес, как и все виды искусства, выстраиваются по законам чисел Фибоначчи (это понятие нам, простым смертным, только кажется сложным, загляните в интернет поищите объяснение, а значит, ведёт нас к пониманию и стремлению к золотому сечению.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто владел математикой, а, чтобы она стала его верной помощницей по жизни, дайте ему слушать фуги Баха. Пусть малыш играет, занимается чем-то другим, но рядом пусть звучит Бах. И музыка опосредованно сделает своё дело, заставляя кровообращение совершенствоваться и выходить на более высокие уровни. Фуги Баха, с одной стороны, музыка эмоциональная, а с другой –это чистейшая математика. И это приводит к структуированию мышления, к совершенствованию логического и эмоционального мышления. Музыка Баха структурирует мозг.
Но это не обязательно только Бах. Существует вполне конкретное триединство: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Гайдн – это свет, радость, Моцарт – это единство жизни и смерти, постоянная борьба между жизнью и смертью в невероятной гармонии, Бетховен – колоссальная энергия, это драматургия мозга.
Далее следуют 3 великих «Ш» - Шуберт, Шуман, Шопен. Шуберт – это путь классики с бесконечной силой веры в силу мозга, т. е. мышления. И Шуман подтверждает это – «Разум ошибается, чувства – никогда!» - скажет он. Помните, у М. Цветаевой:
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не о том ли самом говорила она, на ментальном уровне перекликаясь с Шуманом?
А Шопен – это уже другая история. Это торжество жизни над смертью. Это трепещущая, погибающая жизнь, всю жизнь ведущая борьбу со старухой с косой. Смертельный диагноз ему поставили в 19 лет и отвели не более двух лет жизни. А он прожил ещё 19! Поцелованный Богом, он переставал кашлять, когда творил, то ли на бумаге, то ли за роялем. Он указывал нам путь «в правоту», показывая, [/b]как[/b] надо справляться с испытаниями. Читаем у Б. Пастернака:
Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту.
Именно на стыке разума и сердца рождается великое понимание музыки. И говоря о значимости музыки, всегда надо помнить, что в античности из 7 свободных искусств главными были музыка и риторика. А сейчас, к глубокому сожалению, по результатам соцопроса музыка в общеобразовательной школе считается ненужным, мешающим предметом. Отказаться от музыки - значит отказаться от космичности человека.