Татьяна Гицевич
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении с нетрадиционными способами рисования
▼ Скачать + Заказать документы
У творчества много имен и названий. Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя своё воображение; реализует свой замысел, самостоятельно находит средства для его воплощения.
Программа "Детство" определяет задачи по изобразительной деятельности:
1. Вызвать интерес к рисованию.
2. Создать благоприятные условия для того,чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.
3. Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии могут что-то изображать.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении с нетрадиционными способами рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Создавая изображение, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок может почувствовать себя созидателем, испытывать удовлетворение и гордость за свои достижения.
Как показывает опыт, уже в дошкольном возрасте происходит развитие эстетической готовности ребенка для дальнейшей творческой деятельности.
Дети восприимчивы ко всему яркому, красивому: красивые объекты быта, природы, произведения искусства. В детском саду наиболее доступными можно считать иллюстрации к детским книгам, красочные образцы народной игрушки, некоторые репродукции картин художников, понятные детьми в этом возрасте (серия картин "Мать и дитя").
Подбираются знакомые детям объекты или явления природы, самые яркие, с четкими изображениями. Побуждаем детей узнавать знакомые предметы в пятнах разного рода, узорах,
формах, силуэтах.
Одновременно с развитием эстетической отзывчивости формируем элементарные изобразительные умения и навыки; упражняем в основных формообразующих движениях, простейших способов и умения рисования.
Чтобы пробудить в ребенке творческий интерес, проанализируем детские рисунки:
первый тип рисунков свидетельствует о том, что ребенок увлеченно манипулирует карандашом;
рисунки второго типа содержат некоторые элементы изображения и представляют собой разрозненные штрихи или изображения окружности непрерывными линиями, похожими на запутанный клубок. Эти рисунки свидетельствуют о готовности ребенка ставить перед собой изобразительную задачу; третий тип рисунков содержит основные формообразующие линии: окружности, прямые горизонтальные и вертикальные линии, в них уже просматриваются изображения.
Последние два типа рисунков свидетельствуют о творческом воплощении идей и образов. Ребенок даёт пояснения к рисунку, тому что он изобразил: нарисовал подобие овала и утверждает что это кошка. На вопрос воспитателя:- Как же я увижу, если ты забыл нарисовать глазки. А ушки? Без них это не будет кошкой. Ты же не хочешь, чтобы она была без ушек и глазок, тогда нарисуй их поскорей.
Но сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир. Задача воспитателей состоит в умении развивать в ребенке это чувство и дать понятие "красоты",приобщить его к созданию красоты, научить выражать себя в изобразительной деятельности. Именно знакомство с нетрадиционными способами рисования в этом возрасте развивает творческое воображение, образы, мышление, совершенствует глазомер, цветовое восприятие, ловкость, формирует эстетический вкус. Ребенок учится преодолевать робкость, страх перед рисованием, что не получится, но получается и еще как красиво и необычно!
1. Рисование пальцами, ладошками.
Самый простой, но очень увлекательный и интересный метод нетрадиционного рисования. Дети учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой, фалангами пальцев, ладошками)
Ребенок ладошку или палец опускает в гуашь или окрашивает ее с помощью кисточки, делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы вытирают руки салфеткой, затем легко смывают гуашь. Эта техника рисования воспитывает тактильные и термические чувства, необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимым элементом обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшие площадки поверхности кожи на пальцах соответствует определенным участкам коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг друга рецептов кожи. Любая чувствительность может быть повышена. Так дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. Пальцы ребенка- это большое подспорье, ведь пальцы слушаются ребенка больше, чем карандаш или кисточка и рисовать ребенку удобнее.
2. Получение изображения точками (пуантелизм).
Рисование точками относится к очень необычным и лёгким приёмом. Здесь можно использовать фломастер, ватную палочку, поставить перпендикулярно к белому листу бумаги и начать рисовать точками. Принцип рисования прост : обмакнуть ватную палочку в краску и поставить точку на рисунке (закрасить его только точками).Данный способ хорошо развивает мелкую моторику рук. Рисование точками можно сочетать с другими способами рисования.
3. Монотерапия (кляксография, пятнография).
Эту технику рисования можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Здесь можно использовать гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги, краска наносится на правую сторону листа, левая сторона прижимается к правой и разглаживается. Разворачиваем лист, а там получилось волшебство, предлагаем детям рассмотреть, выясняем, на что похоже твоя или моя клякса. Кого и что она тебе напоминает? Это вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображения ребенка. Ребенок включается в сотворчество с взрослым.
Печатание различными методами (коробочкой, поролоновыми тампонами, обратной стороной ручки).
Доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности знакомых, бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Печатание шишками, полосками различных трав особенно эффективны при передаче мягкой пушистой поверхности изображаемого предмета. Выбор материала необходимо предложить ребенку. Возникшие образы удивят своей оригинальностью и непредсказуемостью.
Тематика занятий.
Сентябрь: "Дождик капает из тучки "кап-кап".Рисование пальчиком, палец держим перпендикулярно.
Октябрь: "Одуванчики в траве,"Яблоки на яблоньке".Рисование пальчиком.
Ноябрь: "Разноцветные мячики". Печатание тычками. "Разноцветные витаминки" .Печатание пальчиками.
Декабрь:"Выпал белый снежок"
Январь: "Снежные сугробы","Платье для кукол". Тампонирование.
Февраль. "Есть у солнышка дружок голосистый петушок".Печатание ладошкой хвоста.
Март. "Бусы в подарок маме". Печатание пробкой с использованием двух цветов. "Светит солнышко в окошко". Печатание пальчиком.
Апрель. "Волшебные цветы"- коллективное рисование ладошкой," Мы матрешки, вот какие крошки"- тампонирование по трафарету.
Литература
1. Григорьева Г. Г. "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности". - М., 2009г.
3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. А,. " Занятие с дошкольниками по изобразительному искусству". М. : Творческий центр,2011.