Приложение МААМ

Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду»

Светлана Лоботова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта очевидна, тем, что проблема повышения эффективности педагогической работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук. В настоящее время актуальной становится точка зрения на ручной труд дошкольника. Ведь ручной труд придает более высокий уровень общему развитию, развивает стремление детей к самосовершенствованию.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду“» размещена в разделах

Объектом исследования выступает процесс развития мелкой моторики у детей 3–4 лет, а предметом - педагогические условия развития мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду.

Цель проекта : разработать и апробировать педагогические условия развития мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду будет эффективным при создании следующих условий:

– организовать работу с разнообразными материалами;

– использовать методы художественного творчества;

– применять сюжеты произведений народного фольклора.

Задачи проекта :

1. Изучить научно–методическую и теоретическую литературу по теме исследования.

2. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей 3–4 лет;

3. Обосновать и экспериментально раскрыть эффективные условия развития мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Мелкая моторика руки - это согласованные действия руки, обслуживающие те или иные виды деятельности человека. Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности.

Эффективным средством развития мелкой моторики дошкольников 34 лет являются приобщение к ручному труду. Ручной труд развивает разнообразные ручные действия детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №7 «Ача» п. Аргас Кобяйского улуса с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. К эксперименту были привлечены 20 детей младшего дошкольного возраста: 10 испытуемых экспериментальная группа, 10 – контрольная группа.

При проведении констатирующего этапа исследовательской работы мы поставили цель – изучение уровня развития речи и определение уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. В процессе исследования нами были использованы методики А. В. Запорожца и Л. С. Цветковой. Экспериментальное исследование включало три диагностических задания и проводилось методом индивидуального эксперимента.

По общим итогам констатирующего эксперимента нами сделаны следующие выводы.

1. Групповой показатель уровня развития мелкой моторики в экспериментальной группе (60%) ниже, чем в контрольной группе (60%) – на 20%.

2. Общий групповой показатель уровня психомоторных навыков рук также ниже в экспериментальной группе (30%, чем в контрольной группе (60%) – на 30%.

3. Общий групповой показатель уровня развития произвольной моторики пальцев рук также ниже в экспериментальной группе (50%, чем в контрольной группе (80%) – на 30%.

4. Общий показатель уровня развития мелкой моторики по всем методикам также ниже в экспериментальной группе (50%, чем в контрольной группе (70%) – на 20%.

16 СЛ. Цель формирующего эксперимента - создать педагогические условия для развития мелкой моторики младших дошкольников посредством приобщения к ручному труду. Мы разработали систему занятий на основе использования трех техник – аппликация, выполнение поделок из природного материала и тестопластика.

На контрольном этапе исследования нами была поставлена цель: выявить динамику развития мелкой моторики дошкольников. Большинство детей экспериментальной группы, получив запас ручных умений и навыков на экспериментальных занятиях, повысили уровень развития своих ручных действий. В контрольной группе уровень развития мелкой моторики мало изменился : высокий уровень – 20 %; средний уровень – 50 %; низкий уровень – 30 %.

Видно, что в экспериментальной группе у детей произошла динамика уровня психомоторных навыков рук : высокий уровень – 20% (до формирующего этапа - 0 %); средний уровень – 80 % (50 %); низкий уровень – 0 % (50 %). В контрольной группе показатели развития психомоторных навыков рук почти не изменились.

По диаграмме видно, что уровень развития произвольной моторики пальцев рук у всех детей экспериментальной группы находится после формирующего этапа находится на высоком и среднем уровне, на низком уровне никто не остался - 100 %. Таким образом, динамика уровня развития произвольной моторики пальцев рук – 50%. В контрольной группе качественный показатель не изменился – 80 %.

По итогам сравнительного анализа можно сделать следующие рекомендации по работе с младшими дошкольниками.

1. Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие мелкой моторики, ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего.

2. На проведенных экспериментальных занятиях ребенок свои переживания по поводу прожитой, проигранной ситуации реализовывал в творческих поделках и работах, осмыслив, закрепив полученные во время игры опыт, чувства и знания в эстетическом оформлении.

3. Использование на занятиях игры доставляло ребенку удовлетворение, позволяло «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях, примерять на себя самые разнообразные роли, поступки.

Таким образом, в результате проведения проекта, можно сделать следующие выводы:

Рассматривая развитие мелкой моторики детей как органическую часть всей воспитательно-образовательной работы с ними, считаем, что основной работой дошкольных учреждений в этом направлении должно быть включение дошкольников в ручной труд.

Разработанная система развивающих занятий, основанная на техниках тестопластики, аппликации и выполнения поделок из природных материалов, стимулирует ручную активность детей младшего дошкольного возраста.

Их применение эффективно сочетать с использованием игровых методов, стимулирующих ручную активность детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Практико-ориентированный проект «Королева Бумага» «Ум ребёнка находится на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Введение: Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 18:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лоботова (УИ 294857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД