Будимир Ирина
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности.
Многие ученые в своих исследованиях обращали внимание на необходимость развития у детей творческого воображения. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании речевой активности ребенка, а значит и всесторонне развитой личности. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии воображения. Уровень сформированности речи связан с уровнем воображения. Речь позволяет детям представить предметы, которые до этого они никогда не видели.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Кроме того, уровень развития воображения характеризует степень готовности ребенка к школе.
Таким образом, воображение имеет большое значение для формирования речи дошкольников, влияет на словарный запас, лексику, логику, грамматический строй речи.
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет.
1. Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
2. Игра «Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
3. Игра «Разные сказки».
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий ребенок не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
4. Игра «Камушки на берегу».
В игре может участвовать вся группа. Но лучше проводить ее по подгруппам в 5-7 человек.
Большая картина, изображающая морской берег на демонстрационной доске. Из картона сделано несколько камушков (5-7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь животным, человеком или предметом.
Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что было на его пути, превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко.
Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но воспитатель должен помочь детям найти разные варианты ответов.
Детям можно предложить придумать небольшую историю про свой камушек: что это такое? Как он оказался на берегу? Что с ним произойдет потом?
5. Гусеница из камней.
Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик.
6. Игра: «Соедини предложения».
Цель: используется для развития воссоздающего воображения.
Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.
Инструкция: «Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.» Далее можно использовать предложения:«По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». «Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
7. Игра «Сказочное животное (растение)».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
8. Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
9. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.
10. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.
Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
11. Игра «Кому что нужно?».
Несколько больших картин со схематически изображенной ситуацией. Под каждой ситуацией — несколько схематически изображенных предметов.
Например:
1. Мальчик, сидящий за столом. Под этим изображением нарисованы круг, прямоугольник, палочка, человечек.
2. Двое детей. Под этим изображением нарисованы круг, палочка, животное, человечек.
3. Девочка в лесу. Внизу — схематическое изображение домиков, животного, гриба.
4. Мальчик в доме. Внизу — схематическое изображение животного, человека, машины, книги.
Воспитатель показывает детям одну картину и говорит: «Перед вами неоконченная картина. Надо придумать и рассказать, кто здесь нарисован, что делает. Для этого надо использовать какой-нибудь предмет из нарисованных внизу».
Дети по очереди выбирают одно из маленьких схематических изображений под картиной, придумывают, что это такое и составляют рассказ. Например, если ребенок выбирает в первой картине изображение круга, то он может рассказать, что мальчик сидит за столом, перед ним тарелка. Или: перед мальчиком стоит чашка, и он пьет чай. Педагог ориентирует детей на создание разных историй по одному и тому же схематическому изображению под картиной.
12. «Составь загадку».
Научите детей придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон (горит, но не огонь; груша, но несъедобная; ей едят, но не ложка; дают в магазине, но не сдача; ключ, но не дверной; шумит, но не ветер).
13.«Что у меня за спиной?»
Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка.
Развивается связная речь, воображение.
Железная, глубокая, с ручками.
Человек – профессия, уходя от него, люди становятся красивее, чем были раньше.
Темное место, в котором находятся банки.
14. «Космическое путешествие»
Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите детей придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.
Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
15. Игра: «Вечерние окна».
Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?
Игра: «Облака».
На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
16. Игра: «Несуществующая рыба».
Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.
17. Игра: «Что было бы, если…».
Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки. Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Принимаются все варианты ответов. Нужно развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.
Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая ребенка творческому воображению.
Что будет, если.
. человек перестанет есть?
. не выключить кипящий чайник?
. оставить холодильник открытым?
. носить тесную обувь?
. не чистить зубы?
. забить мяч в окно?
. съесть десять порций мороженого сразу?
. дразнить соседскую собаку?
. ходить задом?
. не спать?
. посадить цветы в песке?
. сесть на ежика?
. человек научится летать?
… у людей вырастут хвосты?
… вместо птиц по небу начнут летать рыбы?
… самолеты перестанут летать?
… можно без аквариума разводить рыбок?
18. Рисунок того, чего не может быть.
Цель: развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей.
Ребенок складывает лист бумаги пополам. В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа - такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет.
19. Игра: «Смешинки».
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.
Примеры слов: Шкаф, утюг, карандаш, стул, книга, таблетка, щетка, молоток, пылесос, варенье, ногти, тапки, руль, велосипед, жираф.
20. Игра: «Зашифрованное послание».
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или рисунок. Ребенок должен угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе.
21. Игра: «Слепой художник».
Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево, солнышко, цветок.
22. Упражнение: «На что похожи наши ладошки».
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.