Татьяна Гулевская
Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Русские посиделки
Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста
«Русские посиделки»
Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством малых форм фольклора.
Задачи:
Закреплять знания детей о традициях и обычаях русского народа на основе активного использования малых форм фольклора (пословицы, считалки, загадки, небылицы, скороговорки, сказки, народные игры);
Публикация «Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста „Русские посиделки“» размещена в разделах
- Посиделки
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
Развивать творческие способности детей через разные виды деятельности (речевой, музыкальной);
Прививать интерес к народному творчеству, его красоте и гармонии, воспитывать чувство прекрасного;
Создать у детей радостное настроение и эмоциональную отзывчивость на произведения малых форм фольклора.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, знакомство с русскими народными праздниками, играми, песнями, хороводами.
Словарная работа: посиделки, горница, завалинка, светелка, лучина, рушник.
Оборудование: дом, лавки, самовар, баранки, рушник с пирогом, иллюстрации русских народных сказок, бубен, платочек.
Ход развлечения
Добро пожаловать гости званые да желанные!
Приятно видеть вас в добром здравии.
Я- тетушка Арина.
Давно вас поджидаю.
Праздник без вас не начинаю.
Пригласила я еще гостей
Со всех волостей,
А вот и они - встречайте!
Под русскую народную музыку дети в русских костюмах входят в группу.
Издавна на Руси люди любили праздники, гулянья, посиделки - на которых пели песни, частушки, водили хороводы, устраивали пляски, загадывали друг другу загадки, читали небылицы, прибаутки, скороговорки, показывали и рассказывали сказки. Сегодня я приглашаю вас в русскую старину!
(Взявшись за руки, дети под русскую народную музыку входят в горницу).
Мы в костюмы нарядились,
Вкруг себя оборотились.
- Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
- Дети отвечают: «Доброго здоровья!»
Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется.
Я приглашаю всех вас вспомнить старину заветную наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после тяжелого трудового дня они собирались в просторной горнице, чтобы отдохнуть от забот, повеселиться.
- Присаживайтесь, гости, дорогие, кому куда залюбуется. В моей горнице всем места хватит. Начинаем русские посиделки.
1. На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2. При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
3. Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
4. Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
5. И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки.
На этой праздничной тарелки
Из наших рук и хлеб и соль.
- Давайте вспомним, какими качествами обладал русский народ на Руси? (он был веселый, добрый, умный, вежливый, гостеприимный, трудолюбивый).
Русский народ никогда не сидел без работы. Ленивых на Руси не любили, высмеивали.
Разыгрывается сценка «Тит - лодырь».
Парни поутру вставали, да про работу не забывали. Шли в поле, запрягали лошадь, вспахивали плугом землю, сеяли пшеницу да овес.
Один Тит остался дома, на печи спит. Вечером вернулись парни домой уставшие. Тут и Тит проснулся.
Тит: Где баранки, калачи?
1. Ребенок: Ах, ты лодырь-пень, пролежал ты целый день.
2. Ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит.
3. Ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
1. Ребенок: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
2. Ребенок: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка? (берет большую ложку)
Дети: (хором)
Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи.
Кто не работает,
Тот не ест.
Расстроенный Тит уходит с ложкой.
- Ребята, как вы думаете, завтра Тит пойдет со всеми работать или опять будет на печи спать? Почему?
Не зря о труде сложено немало пословиц.
А сейчас, красны девицы и добры молодцы, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором все отвечайте:
> «Землю красит солнце,. .а человека труд»
> «Без труда.. не вытащишь и рыбку из пруда»
> «Скучен день до вечера,. .коли делать нечего»
> «Делу время,. а потехе час»
> «Умные руки. не знают скуки»
> «Какова пряха,. такова на ней и рубаха»
> «Какие труды -. такие и плоды»
> «Семь раз отмерь. один отрежь»
> «Хочешь есть калачи,. не сиди на печи»
> «Труд человека кормит,. а лень портит»
Ни одна посиделка не обходилась без игр, чтобы выбрать водящего пользовались считалкой. А поможет нам в этом веселый бубен.
Дети становятся в круг и передают друг другу бубен со словами:
Ты беги веселый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот считалку скажет нам.
Дети по очереди рассказывают считалки.
(Коза, месяц, тучи, белки, зайчик, Аты-баты, на златом крыльце и др.)
Загадки, говорят, загадывать всегда любили наши предки.
Мы загадки знаем, мы их загадаем, раз у нас сегодня посиделки.
Дети загадывают загадки (отгадки, герои из русских народных сказок).
Загадки:
> Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
> Он сумел поймать волчишку.
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(Бычок - смоляной бочок)
> Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
> Стрелу на болоте поймала и ждет,
Когда же Иван за нею придет.
(Царевна-лягушка)
> В названии сказки их имена.
Герои эти - брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
> Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти?
(Гуси-лебеди)
> Жила на свете сирота,
Хаврошечкой звалась она.
С работой управлялась ловко,
Ведь помогала ей коровка.
За ней следили три сестры.
Назовите, кто они?
(Одноглазка, Дву глазка, Трехглазка)
У кого тут хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора –
Ждет вас русская игра!
Игра: «Ключи»
Желанными гостями на таких посиделках были и небылицы.
Дети встают в круг. Каждый ребенок произносит небылицу, передавая платочек.
Небылицы:
> Лошадка сено ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
> Мурзик вылепил из снега
Двухколесную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
> Между небом и землей
Поросенок рылся.
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
^ Сидит ежик на березе -
Новая рубашечка.
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
> Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
> Ловит щука в море
Сетью рыбака.
Плавает корова
В крынке молока.
^ Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
> Сидит заяц на березе,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
А еще любили в старину скороговорки сказывать. Вот тут начинались настоящие состязания. Скороговорки нужно говорить не только быстро, но и четко, проговаривая все слова. Не зря скороговорки назвали - чистоговорки. Давайте и мы сейчас попробуем.
Скороговорки:
^ Вставай Архип, петух охрип.
> Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
> От топота копыт, пыль по полю летит.
> Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Самовар уже пыхтит.
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети:
Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!