Получи документы

Развитие творческого воображения

Людмила Борисовна Тарасова
Развитие творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум на МО музыкальных руководителей

Развитие творческого воображения и слуховой

фантазии дошкольников посредством элементарного музицирования и игры с инструментами.

Цель:

Актуализация элементарного музицирования и игр с инструментами в процессе музыкального развития дошкольников.

Задачи:

Публикация «Развитие творческого воображения» размещена в разделах

- поделиться с коллегами примерами игры звуками (музыка, рожденная из шума, детской импровизации, игр с инструментами;

- ознакомить коллег с методами и приемами развития у дошкольников основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словом, инструментами и звучащими предметами;

- ознакомить коллег с методами и приемами формирования у дошкольников эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.

Этапы семинара – практикума:

- Теоретическая часть

- Практическая часть

- Заключительная часть

Теоретическая часть

Творческое музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке. Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенно привлекательными предметами, на которых хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем, - почти волшебник. Но в первую очередь – это орудие музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность. Поэтому надо почаще давать в руки детям музыкальные инструменты, даже самые простые, например, погремушку.

Любой нормальный ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там, например, бубен, непременно его возьмет и будет ИЗУЧАТЬ: звенеть, ударять по нему до полного изнеможения наблюдающего педагога. Затем он начнет с ним бегать или прыгать, причем, не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтем самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Я всегда прошу воспитателей, присутствующих на музыкальном занятии, «не следить за дисциплиной», а включаться в общий творческий процесс. Ко мне давно пришло ясное понимание необходимости покончить с «концертно-праздничным» прошлым и посвятить, наконец, драгоценное время музыкальных занятий именно музыкальному развитию детей. Живое творчество, детская фантазия, непосредственность и импровизация превращают занятие в маленький праздник, а бесконечная подготовка детей к дежурным праздникам и мероприятиям, зачастую просто несопоставимых с возрастными особенностями дошкольников (например, день вывода войск из Афганистана или очередная годовщина аварии на Чернобыльской АЭС, превращают жизнь ребенка в детском саду в скучную обязаловку. Но все же удается, хоть и не так часто, как хотелось бы, заниматься с детьми тем, что интересно и полезно им, что доставляет им удовольствие. Когда мы идем наперекор интересам и возможностям детей, они разными способами сопротивляются: шалят и скучают, притворяются, что им интересно, чтобы угодить нам, взрослым.

Практическая часть

Элементарное музицирование связано с использованием музыкальных инструментов. Однако использование инструментов никогда не бывает простым для педагога. Здесь я хо-чу поделиться некоторыми идеями, которые почерпнуты мною из разных источников. Я их попыталась систематизировать, придумала свои варианты — и получился небольшой че-моданчик секретов. Предлагаю нам на время стать детьми и поиграть с инструментами.

Приветствие

Коммуникация, социализация.

Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Что делают дети, когда у них в руках оказывается музыкальный инструмент? Конечно, они на нем играют и создают много-много шума! Педагог всегда должен учитывать, что дети, взяв инструменты, тут же начнут играть, изучая, «что за штука» такая попалась им в руки? Требовать от детей пол-ной тишины на занятиях с инструментами не только бессмысленно, но и неразумно: дети должны самостоятельно исследовать и изучать предметы, которые вы даете им в руки!

Вначале педагог говорит, например следующее: «Здравствуйте, я – Людмила Борисовна!» После своих слов играет что-нибудь на своем инструменте. Дети подключаются к такому приветствию друг за другом по кругу.

«Приветствие» — одна из самых первых игр, которые учат детей понимать, что инстру-мент что-то «сказал», в его звуках есть смысл и содержание. Кроме того, даже самые роб-кие дети становятся на мгновение солистами и могут чувствовать свою важность и нуж-ность. Это формирует в них нужные качества: чувство самоуважения и принятия другими в группе, умение быть лидером.

Пинг-понг

Реакция, внимание, контакт глазами.

Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой музыкальный инструмент. Ребенок, извлекая из своего инструмента один звук, называет имя того, кому он звук передает, как будто «перебрасывает» мячик. Получивший звук тут же посылает его следующему. Во время игры все должны быть очень внимательны, чтобы вовремя поймать звук. Здесь крайне важен чуткий зрительный контакт всех участников игры: ребенок, посылающий звук, должен встретиться глазами с тем, кому он звук перебрасывает.

Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе: все должны успевать в ней участвовать! Со временем темп можно увеличить, но он всегда должен оставаться ком-фортным для участников музицирования, чтобы дети могли следить за перемещениями звука.

Передай эстафету

Реакция, внимание, контакт глазами, ритмическое развитие.

Эта игра позволяет использовать все имеющиеся шумовые инструменты. Дети научат-ся терпению, выдержке и радости совместного участия. Такие социальные аспекты игр с инструментами носят и воспитательный, и обучающий характер.

Вариант 1. Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Педагог начинает играть на своем инструменте и в конце взором предлагает присоединиться одно-му из детей. Ребенок, поймавший взор, присоединяется к игре и сам также затем взглядом передает эстафету кому-то еще. В этом варианте игра проводится как вне метра и вне рит-ма (аметричная и аритмичная, то есть дети играют, сколько хотят и как хотят. Это похоже на первые манипуляции детей с инструментом после исследования его возможностей.

Вариант 2. Целью педагога должна быть постепенная организация данной игры в мет-ре и ритме. Для этого варианта можно использовать небольшое стихотворение, оно позво-лит упорядочить музицирование: декламируем стихотворение и все вместе играем на ин-струментах в метре стиха. Затем останавливаемся — и играет солист, об инструменте кото-рого говорится в стихах. Игра проводится в форме рондо: все декламируют общий рече-вой рефрен, эпизодами являются импровизации детей на инструментах.

Стихи про все используемые у вас инструменты могут сочинить дети с вашей помо-щью на занятиях. Например, попробуйте продолжить нижеприведенное стихотворение дальше : сочините стихи про барабан, треугольник. Стихи могут быть смешными и совсем чепуховыми: «Посмеялся барабан — поломался в душе кран». «Посмеялся треугольник — получил пятерку школьник». «Засмеялись бубенцы — заплясали огурцы». «Посмеялся ма-ракас – все пустились дружно в пляс». «Посмеялся бубен – танец наш не труден». «Посме-ялась погремушка – взяли зайчика за ушко». Рефрен: «Если все нам удается, даже музыка смеется».

Заключительная часть

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие праздником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям о самом главном – о том, как прекрасен мир, как интересно можно жить в нем?

Как развить основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазиро-вать и придумывать? Ответы на эти вопросы в творческом сотрудничестве с детьми, в элементарном музицировании, в способности педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображенияМастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 17:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Борисовна Тарасова (УИ 397047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД