Жанна Синицына
Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на
занятиях»
Консультация для воспитателей
Синицына Ж. А. – воспитатель
МБДОУ г. Владимира
«ЦРР детский сад №24»
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые
помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый
ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых,
любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно
Публикация «Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку
предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера,
декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций,
костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей.
Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как
часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских
образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной
деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить
общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям; познакомить
его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,
правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания,
побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. Кроме того,
театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу
ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые
события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению –
это путь через игру, фантазирование, сочинительство. С театрализованной
деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Театрализованные
занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по
иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни
(смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных
спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и
инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному
развитию детей.
Содержание по театрализованной деятельности включает в себя :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и
невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет
воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы
воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел
смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому
«превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также
основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его
творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную
деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей
актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не
превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись
выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и
«зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся
смотреть, как «играют» другие.
В процессе реализации театрализованной деятельности решаются следующие
задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
- овладение импровизационными умениями;
- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
- совершенствование познавательных процессов.
Творческие игры как вид театрализованной деятельности
. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений
ребнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к
импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают
стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для
создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и
жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый
и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя
основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии,
совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и
непосредственно связывает художественное творчество с личным
переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие
способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные
события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления,
иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е.
создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не
даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти
действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В
создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку
выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров,
эмоциональной выразительности сюжета.