Людмила Алмазова
Развитие творческого потенциала посредством театра масок
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала посредством театра масок
Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера, и Надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей» (Януш Корчак)
Публикация «Развитие творческого потенциала посредством театра масок» размещена в разделах
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Работая в тесном взаимодействии с нашим музыкальным руководителем над темой «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность», мы способствуем улучшению социализации ребенка. От того как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений в социуме.
Творчество – постоянный спутник детского развития.
Театрализованная игра, как один из видов детской игры содержит в себе элементы различных видов творчества, в этом заключается её наибольшая ценность.
Основная цель нашей работы: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей, а так же развивать мелкую и общую моторику; развивать воображение ребенка; создавать условия, чтобы как можно больше изобретательности, инициативы и творчества проявляли сами дети. Работая в этом направлении я поставила перед собой следующие задачи:
- прививать навыки общения и коллективного творчества;
- развивать творческое воображение при изготовлении масок;
- развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
Одним из важнейших показателей нашей работы является умение активизировать речь детей, развивать их способности. Для этого в группе мы проводим работу по театрализованной деятельности.
В нашей группе есть театральный уголок, в котором представлены несколько видов театра : настольный, пальчиковый, магнитный, театр масок, ложковый, стаканчиковый и би-ба-бо. Так же мы изготовили ширму, позволяющую детям играть в кукольный театр, а так же использующуюся в играх драматизациях для оформления декораций.
Совместно с детьми и родителями мы изготовили маски для театра из одноразовых тарелочек. Для этого я провела мастер-класс с привлечением родителей. В котором они с большим удовольствием приняли участие. Эта работа была проведена с целью организации театральных игр дома с детьми. Изготовление масок для театра – интересное и полезное занятие, расширяющее кругозор, развивающее мелкую моторику, воображение, фантазию, творческое мышление.
Экспериментирование с яркими, выразительными материалами формирует художественный вкус. Самостоятельно изготовленная маска порадует ребенка, создаст положительный эмоциональный настрой, вызовет желание рассказать о задуманном образе.
Дети очень любят перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетом сказок, детских спектаклей. Им очень интересно использовать маски. Они просты в изготовлении и делают образы героев яркими и впечатляющими.
И в заключение хочу сказать, что маска для театра - это замечательный витамин радости, который обогащает чувства и эмоции, помогает ребенку освоиться в детском коллективе, в игровой форме решить проблемы с общением, проявить активность и самостоятельность, учит быть маленьким артистом. Кроме того изготовление масок помимо образовательного и воспитательного эффекта оказывает положительное терапевтическое и коррекционное воздействие.
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир.
В современном детском саду, как вы убедились существует множество видов кукол для театрализованной деятельности. Нужно создать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актеры» и «артисты» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Например: театр ложек, являясь управляющим вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловедения.
На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те, или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Организация настольного театра на ложках развивает у детей моторику, координацию движений, помогает ребенку выразить эмоции, способствует развитию речи. Используя театр на ложках, педагог имеет возможность как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах организовать игры – драматизации, вечера развлечений с привлечением детей, досуги. Возрастная категория детей, для которой предназначен театр – младший и средний дошкольный возраст. Основой театральной игрушки служит большая деревянная ложка или пластмассовая, на которой расписывалось лицо сказочного персонажа с помощью красок. Затем изготавливалась одежда из ткани или бумаги. А так же изготавливались подставки и домики.
Ребёнок каждый день открывает для себя новые законы, заставляя нас, взрослых взглянуть на мир по-иному. Чтобы понять их, нужно самому стать чуть – чуть ребенком, попробовать самому стать на его место, посмотреть на мир его глазами. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию.
Я думаю каждый из вас должен попробовать себя в качестве актера…и больше играйте со своими детьми!
Таким образом, детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, творческие, социальные, эстетические, речевые.