инна пучкова
Инновационная программа «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Предлагаем вашему вниманию Программу «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна».
Программа разработана в соответствии с :
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Инновационная программа „Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155.
Конвенция о правах ребенка (статьи 13 (п. 1, 27,29,31);
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №23.
С введением ФГОС ДО дошкольная педагогическая система ищет пути преобразования образовательного процесса. В связи с этими преобразованиями резко увеличилось количество образовательных программ направленных на развитие творчества дошкольников. Однако объм информации, которую хотели бы дать авторы детям, стала стремительно расти, порой, не помещаясь в рамки планов образовательной деятельности. Поэтому возникла необходимость поиска и разработки новых эффективных технологий и форм организации детской творческой деятельности.
Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является обучение и воспитание творчески развитых детей. Ведь именно творческие люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Ведущей задачей государственной политики Российской Федерации и Краснодарского края в настоящее время является повышение качества дошкольного образования, переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития, от совместного обучения к индивидуализированным формам, что позволяет иначе взглянуть на предназначение детского сада, которое состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих развитие творческих способностей и проявление индивидуальности каждого ребенка.
Актуальность вопроса так же в повышение профессиональной компетентности педагогов и в популяризации деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности. Эти темы актуальны в данный момент в дошкольном образовании Краснодарского края.
В то же время актуальность программы обосновывается еще и тем, что в настоящее время не создана система образовательных отношений, обеспечивающих возможность самоопределения ребенка, проявления самостоятельности и инициативности в рамках художественно-эстетического развития, не выявлены педагогические условия, не обоснована позиция взрослого в этом процессе.
Реализуя данную программу мы сможем с помощью детского дизайна направить и раскрыть личность ребенка, его индивидуальность, развить его творческий потенциала, свободно, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
слайд 2
Целью программы является Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и дизайна путем создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
задачи:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром;
3. Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
4 Повышение профессиональной компетентности педагогов ;
5. Популяризация деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
6. Спроектировать развивающую предметно-пространственную среду детского сада, способствующую поддержке детской инициативы в разных видах художественно-творческой деятельности и дизайна
7. Выявить возможности использования регионального (кубанского казачьего) фольклора в развитии творческого потенциала детей в условиях художественно-эстетической деятельности и дизайна.
Воспитывать у детей :
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• Воспитывать желание обогащать представления о музее.
Формировать у детей :
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к искусству;
• опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров.
Развивать у детей :
• художественное восприятие произведений искусства кубанского и русского народа
• развивать и поддерживать интерес у детей к искусству Кубани и России.
• интерес к элементам дизайна.
Слайд №3
Для решения поставленных задач нами создаются условия и разрабатываются авторские пособия, методические разработки, дидактические игры по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду.
Предметно-пространственная развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Так же мы продолжаем использовать уже действующие ранее мини-музеи художественной направленности в группах, такие как Волшебный завиток, Дымковская игрушка, Матрешка, Мастерская казачат. В настоящий момент мини-музеи дооборудуются и пополняются разными материалами, необходимыми в детском дизайне - тряпичные куклы; - пояски; - вышивка; - наглядный материал по культуре и быту родного края и страны, - предметы обихода элементы мужской и женской одежды, : музыкальные инструменты, элементы промыслов: лозопетение, плетение из талаша, Петриковская роспись, Дымковская, Гжель, Хохлома.
Обеспеченность начала работ по разработке программы характеризуется наличием нормативно- правовых, кадровых, материально- технических, научно- методических, интерактивных ресурсов. Ежемесячно организуется методическая работа с педагогами по сопровождению разработке и апробации программы в форме семинара.
Слайд №4
Данная программа ориентирована на реализацию в течение 2 лет.
Ориентируясь на автора единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеева выделили Типы детского дизайна : плоскостной (аппликативно-графический, объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» – предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фитодизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» – предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.
Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
Предполагаем рядом с центрами изодеятельности поместить «Лаборатории дизайна»
Каждое из направлений осваивается детьми в различных культурных практиках, в качестве которых выступают следующие: «Лаборатория дизайна», Мастерская «Умелец» на базе мини-музеев художественно-эстетической направленности
При организации художественно-творческой деятельности в группе объявляется «Час свободного творчества» в рамках которого ребенок имеет возможность на основе свободного выбора включиться в работу в любом из центров под руководством педагога. На протяжении работы ребенок может менять центры, следуя своим интересам и потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Кроме того предполагаем проводить образовательные ситуации по художественно-эстетическому развитию в рамках части Программы ОП ДО МБДОУ №23 формируемой участниками образовательных отношений 1 раз в месяц.
Слайд №5
Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими видами деятельности дошкольников.
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности :
• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр);
• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
• Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными потоками и другое).
• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);
• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно - практическая деятельность);
• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
• Украшения для помещения;
• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Для реализации программы предполагается использовать такие формы работы как:
- специально организованная деятельность ; (образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с использованием уроков Тетушки Совы,работа детей в «Лаборатории дизайна», проведение мастер -классов для детей и родителей по развитию детского творчества, выставки детских работ, изготовление детьми декораций и атрибутов для театрализованных игр и представлений.
Слайд №6
Механизм реализации программы предполагает следующие этапы
Изучение уровня знаний, умений и навыков познавательного, художественно-эстетического развития.
Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста.
Систематические подгрупповые и групповые мероприятия, интерактивные видеоэкскурсии, проектирование, обобщающие беседы.
Внедрение системы мероприятий по развитию творческого потенциала старших дошкольников
Слайд 7
Анализируя деятельности ДОУ, направленную на Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна были выявлены Факторы, влияющие на развитие образовательного учреждения а так же его сильные и слабые стороны
Сильная сторона фактора
Овладение педагогами инновационными педагогическими технологиями.
Введение в практическую работу качественно новых форм работы с детьми и родителями.
Рост педагогического мастерства воспитателей
Расширение знаний родителей о развитии творческих способностей дошкольника
Возможность частого общения и распространение опыта семейного воспитания.
Слабая сторона фактора Недостаток опыта по использованию современных педагогических и информационных технологий в системе. Родители с разными образовательными возможностями и степенью заинтересованности.
Слайд №8
Критери и показатели эффективности инновационной деятельности :
• полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
• произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• педагогический опыт интересен коллегам района;
• растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.
Критерии диагностики освоения программы
Современные требования Стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы [ФГОС, гл. IV, п. 4.1, 4.2, 4.3] представлены в виде целевых ориентиров возможных достижений ребнка к начальному школьному обучению, которые определяются «независимо от форм реализации Программы, а так же е характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу». Авторами стандарта подчеркивается, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальным достижением детей». В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста мы рассматриваем целевые ориентиры как долгосрочные, направленные на позитивные изменения в развитии личности, готовой к творчеству, саморазвитию и самореализации. Для изучения эффективности освоения детьми программы используются такие методы: беседы, наблюдение за результативностью художественно-продуктивной деятельности детей;
Слайд №9
нами разработан поэтапный план реализации программы
Первый этап – подготовительный (февраль2018-август 2018года)провели педсовет, выбрали тему, определили участников. Путем анкетирования провели самоанализ деятельности педагогов в рамках детского творчества и дизайна. Воспитатели разработали перспективное планирование для работы с детьми и родителями по направлениям «Художественная аранжировка»,Декоративно-пространственный дизайн», «Дизайн одежды»дидактические игры и картотеки игр по рисованию.
Второй этап – формирующий (сентябрь 2018- май
2020года)предполагает Практическую реализацию перспективных планов работы с детьми, родителями и педагогами. Внедрение в практическую деятельность вариативных форм образования, инновационных педагогических технологий и мини- дизайн -проектов. Работа «Лаборатории дизайна»
Третий этап - контрольно-результатирующий (июнь 2020г-сентябрь-2020год)Мониторинг качества образования. анализ результатов деятельности педагогов, а так же получение
Инновационного продукт в виде
-создание рецензированных сборников авторских дидактических игр по художественно-эстетическому развитию;
-создание видеофильма о детском дизайне;
- работа «Лаборатории дизайна» совместно с родителями.
В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию дизайн-деятельности в развитии творческих способностей дошкольников. В будущем планируется организация совместной детско-взрослой дизайн-деятельности дошкольного образовательного учреждения на участке детского сада.
Слайд №10
нами Разработаны:
мини-проекты «Завиток», «Дымковская игрушка», «Петриковская роспись»
создан Музейный дневничок, позволяющий детям отражать работу в мини-музеях групп художественной направленности «Мастерская казачат», «Завиток», «Дымковская игрушка»
Тертадь по изодеятельности «Я учусь рисовать»
Специальные консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки»;
опубликован конспект од по дизайну платочка для казачки в электронном журнале «Вестник дошкольного образования» №2
Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.