Пономарь Оксана
Развитие творческого потенциала на занятиях по логоритмике в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Пономарь Оксана Валерьевна, логопед ГУ ЛНР «ЛДОУ ясли-сад КВ № 121»
Описание: данная статья будет полезна логопедам, воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в логопедических группах.
Цель: показать значение логоритмики в развитии торческих способностей дошкольников.
Публикация «Развитие творческого потенциала на занятиях по логоритмике в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
С каждым годом, по наблюдению педагогов, растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе дошкольного образования побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период, который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Поэтому с самого раннего детства дошкольникам рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для их возраста форме-ритмических упражнениях и играх. Дошкольный возраст – наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе – способностей и склонностей. В детском саду дошкольник может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша. Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она стоит на трех китах – движение, музыка, речь и способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых нарушений речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, заикание и алалия. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания у дошкольников творческого потенциала, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что первичные творческие способности изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это могут дать занятия логоритмикой.
Средствами логопедической ритмики являются : ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы. Они включают в себя: дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно эти упражнения (в облегчённых вариантах) проводить с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых.
В процессе игры можно выявить, развить и усилить творческий потенциал личности ребенка, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности дошкольников, формируются качества творческой личности : любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.
В результате занятия логоритмикой из обыденности перерастают в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса и формирование всесторонне развитой личности.
Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развития личности. В настоящее время в своей работе педагоги – логопеды работают над методической проблемой внедрения инновационных технологий и методов работы, учитывая новые современные тенденции в воспитательном процессе. Задача самих педагогов – выявить интересы, способности к разным видам деятельности, создать условия для реализации полученных знаний, а также предоставить условия для дальнейшей творческой самореализации.
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус и творческий потенциал дошкольников.