Приложение МААМ

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности

Ирина Байнова
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно стандарту дошкольного образования ребёнок на этапе завершения дошкольного периода инициативен, самостоятелен, обладает воображением, он подвижен, владеет основными произвольными движениями, может их контролировать и управлять ими. Самостоятельно придумывать объяснения явлениям окружающего мира.

Взаимодействуя с детьми в непосредственно образовательной деятельности, создаем условия для развития у детей творческих музыкальных способностей, инициативности, воображения, мышления.

Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах

Стараемся делать так, чтобы ребёнок отступил от образцов и стереотипов, мог экспериментировать в танце, пении и музицировании.

Импровизация (от лат. improvisus — неожиданный, создание произведения одновременно с его исполнением - импровизация стихов, песен, танцев, сцен в театре, музыкальных импровизаций и пр.). Истоками импровизации является народное творчество. Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.

Поэтому для себя приоритетным направлением в музыкальной образовательной деятельности считаем метод импровизации - это создание творческих танцевальных и инструментальных композиций, детских песенок собственного сочинения.

Что же способствует для побуждения творить и выражать своё эмоциональное отношение к окружающему миру посредством музыкальной импровизации? Для себя мы выделили важные условия:

1. это накопление впечатлений от восприятия искусства,

2. накопление опыта исполнительства,

3. использование поискового метода, как основы развития ребёнка

4. использование яркого наглядного образа

Импровизационное творчество детей не возникает само по себе.

Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющего музыкального слуха. Для этого необходимо вдохновить дошкольников, создать атмосферу для фантазирования и свободы действий.

В своей работе ставим задачи:

1. Повышать педагогическое мастерство, свои исполнительские возможности;

2. Работать над умением создать единую положительную комфортную эмоциональную настроенность;

3. Совершенствовать умение связывать импровизацию с содержанием занятия;

4. Постоянно находиться в поиске стиля общения с детьми, который бы не погасил живого и эмоционального отклика на музыку.

Импровизация – самая доступная для детей игровая форма отражения действительности, в которой непосредственная эмоциональная реакция составляет её суть. Здесь главными побудителями к самовыражению являются эмоции и интуиция.

Для успешного применения метода импровизации в непосредственно образовательной деятельности большую роль уделяем развивающей предметно-пространственной среде.

Игры для развития импровизационного творчества :

музыкально-дидактические,

песенные,

речевые,

игры звуками,

пластические игры импровизации.

Используем на занятиях дидактические игры, наглядные пособия, атрибуты, костюмы, наборы музыкальных инструментов и различные виды музыкального сопровождения.

Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа;

сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром.

Вокальную импровизацию проводим без сопровождения, каждый ребенок поет в удобной ему тесситуре, в удобной тональности, используя близкий ему круг интонаций. Первоначально игру ведем сами, позже привлекаем детей. С помощью этого метода формируется самостоятельность.

^ Речевые игры - наиболее доступная предпосылка к импровизации. Словесная фантазийная игра выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели.

Дети составляют комбинации из цепочки слов, выкладывают ритмическую формулу,произносят текст на фоне звучащей музыки («Снежный ком», «Рифмы», «Веселые стихи»).

К таким играм относятся и сказки щекоталочки.

Игровой массаж способствует развитию фантазии детей, «Ходит Ёжик», «Зайкин огород», идущий по лесу Медведь за ягодой– всё одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям.

Игровой массаж также способствует развитию речи.

Тексты историй и сказок дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

Средством развития творческой деятельности дошкольников являются, например, такие задания, как сочинение мелодии в заданном жанре. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами

Можно также предложить сочинить колыбельную, плясовую на слог «ля», марш на слог «тра-та-та», придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.

Продуктивны творческие игры, например, «Эхо», когда один ребенок напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Можно предложить детям закончить знакомую им мелодию небольшой фразой. Например: педагог поет музыкальный вопрос, а ребенок придумывает музыкальный ответ.

Дети очень любят ритмические игры. Игры на движения включают в себя образно двигательную музыкальную грамоту, речевую и певческую работу.

В хороводах, инсценированных песнях всегда присутствует элемент ритмической работы, танцевальные движения, театрализация.

Игры звуками — это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал. Игры звуками — это творчество-исследование.

1. С детьми мы изучаем звуковые свойства различных материалов и предметов из них, звуки окружающего мира,

детских музыкальных инструментов, шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата;

2. Так же дети приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений; исследуем различные способы получения звука и приобретаем навыки игры на инструментах, побуждая детей к определенным действиям.

1. Поиграй на своем инструменте, изучи какие в нем живут звуки,

постарайся найти разные.

2. Сыграй музыку на инструменте как ты хочешь.

3. Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть

музыку какую ты хочешь.

4. Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «Музыку дождя»,

«Песню ветра».

5. Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение.

6. Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь – диалоги

инструментов (Коробочки, маракасы)

А так же развиваем тембровый, а через него и звуковысотный слух.

Итогом творческого решения является выразительное исполнение дошкольниками сочинения.

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки.

Целью музыкально-пластических импровизаций является передача в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

В младшей возрасте создаем условия для начального развития у детей образно-пластического творчества. При создании музыкальных образов дети имитируют простейшие движения : «веселые котята», «зайчик скачет», «медведь топчется», «цветы в лесу».

В старших группах особое внимание уделяем элементам

художественно-образных выразительный средств (интонации, мимике, пантомимике). Появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.

Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.

Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки. Включаясь своими движениями в ход восприятия музыки, дети становятся ее соисполнителями, реализуя свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей.

Особый положительный эмоциональный отклик и высокая заинтересованность детей проявляются во время совместного рассказывания сказок – шумелок, что является одним из видов импровизации.

При использовании импровизационных сказок прослеживается высокая эффективность в развитии у детей инициативности, творческого мышления. Дети приобретают практический опыт в процессе непосредственно образовательной деятельности, преодолевают застенчивость. У детей развивается любознательность и воображение, речевая и общая инициатива.

Выбирая текст сказки, учитываем то, на сколько она подходит детям по сложности и объёму. Предлагаем детям выбрать шумовое оформление. Перед началом инсценировки мы с детьми исследуем звучание шумовых инструментов, сопоставляем звучание инструментов с образами сказки.

Таким образом используя сказки шумелки у детей развивается воображение, оригинальное образное мышление, раскрепощённость. И кроме того детям импровизационные сказки – шумелки доставляют огромную радость и удовольствие.

Можно посоветовать родителям использовать для занятий с детьми дома аудиопособия из серии «Музыка с мамой», разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых. Где русские народные сказки звучат под аккомпанемент простых инструментов, «звучащих жестов», голосовых импровизаций.

Для целенаправленной и продуктивной деятельности мы используем технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» и «Игры звуками», Т. А. Рокитянской «Воспитание звуком», О. А. Скопинцевой «Развитие музыкально-художественного творчества», аудиопособия Сергея и Екатерины Железновых.

В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. В непосредственно образовательной деятельности с помощью игры и сказки мы учим их раскрепощаться, самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, не музыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов.

Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет.

Публикации по теме:

Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности» На современном этапе развития дошкольного.

Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств»Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств» Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств им. А. И. Плотнова» Искусство обращенное к внутреннему.

Презентация-фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Петровская Анна Валентиновна. О себе. Образование: - среднее - профессиональное: окончила.

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Слайд 2. В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи и внимании детей. Дети, не получившие в раннем возрасте.

Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.

Развитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей в изобразительной деятельности Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого зависит полноценное развитие будущей личности.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить.

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. В настоящее время в дошкольном.

Речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста во всех видах деятельности по ФГОС Основными видами деятельности для детей раннего возраста являются: — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;.

Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально-творческой и эстетической деятельности Статья: «Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально – творческой и эстетической деятельности» Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности
Опубликовано: 13 августа 2019 в 19:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизированных видах музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Байнова (УИ 1988438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД