Марина Кузнецова
Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь выступает главным средством общения, инструментом мыслительной деятельности, способом присвоения общей культуры. Проблемы коммуникативного и языкового развития ребенка в детском саду все чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного созревания и становления качеств творческой личности. Об этом свидетельствуют результаты исследований А. Р. Лурия и А. В. Запорожца.
Публикация «Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд 3.
Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно – эмоционального мира ребёнка, ведь музыка искусство, обращённое к душе человека.
Слайд 4.
Это дает возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей. Наряду с задачами музыкального воспитания музыкальный руководитель решает задачи социально-коммуникативного развития. В разных видах детской музыкальной деятельности педагог должен создать условия, которые способствуют организации эмоционально благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности; формированию у дошкольников чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками, а также между ребенком и взрослым.
Слайд 5.
Во время слушания музыки на музыкальном занятии у детей формируется умение говорить о ней, высказывать свое мнение, составлять рассказ с опорой на прослушанное музыкальное произведение. При восприятии музыки необходимо обращать внимание детей на культуру слушания (умение слушать вдумчиво, высказываться только по окончании звучания пьесы).
Слайд 6.
В пении и песенном творчестве используются приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания («Придумай и спой песенку», «Закончи песенку», музыкальные дидактические игры). Слова песен способствуют обогащению речи и расширению словаря дошкольника.
Слайд 7.
Музыкально – ритмические движения на занятии кроме музыкальных задач направлены на сплочение коллектива, так как предполагают участие всех детей в упражнениях и плясках. Здесь прививаются навыки культуры поведения: мальчикам – умение пригласить девочку на танец; девочкам – умение принять приглашение. Создаются ситуации, из которых дети ищут выход, применяя коммуникативные умения.
Слайд 8.
Игра на музыкальных инструментах создает благоприятный психологический климат в детском коллективе и во взаимоотношении со взрослым, способствует коммуникативному развитию. Одной из задач оркестра является исполнение музыкального произведения дружно, слаженно, не выделяясь из общего звучания.
Слайд 9.
На музыкальном занятии используются: хороводы, народные круговые танцы, игры приветствия, коммуникативные телесные и контактные игры, народные хороводные игры. Как и любые коммуникативные игры, музыкальные направлены на умение взаимодействовать с другими детьми или взрослыми, сопереживать партнерам по общению, положительно относиться к сверстникам, уметь владеть своими чувствами.
Слайд 10.
Используя в своей работе игры на развитие коммуникативных навыков, музыкальный руководитель учитывает :
личное активное участие воспитателя в игре;
разучивание текста происходит в процессе игры;
действие детей в игре оценивается только положительно;
исключается сравнительные и соревновательные моменты;
игры направлены на воспитание положительных черт личности. Музыкальные коммуникативные игры можно включать в режимные моменты, использовать на прогулке, в свободной деятельности детей. Именно игра наполняет музыкальное занятие радостью, уверенностью в своих силах.
Слайд 11.
Самой сложной музыкальной игрой является игра с диалогической речью, наиболее трудной для детей. Именно в игре происходит развитие такой речи, что способствует ее дальнейшему перенесению в повседневную жизнь. Работа по развитию коммуникативной сферы детей проводится и вне занятий. Дети любят петь «Каравай», с направленностью на организацию позитивного общения в День рождения, с радостью участвуют в концерте ко «Дню защиты детей», разыгрывают музыкальные сказки : «Стрекоза и муравей», «Сказка о глупом мышонке» и другие.
Слайд 12.
Таким образом, коммуникативные задачи проходят через все виды музыкальной деятельности на занятии, направлены на развитие коммуникативной способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
Литература:
Статья Лугаревой Л. В., Сомовой О. Н. «Развитие коммуникативной и языковой способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста» г. Железногорск.