Ирина Спиридонова
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Для развития тех или иных способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.
Так, творческие способности развиваются в изобразительной деятельности, к которой дети начинают проявлять интерес уже в раннем возрасте.
Начинается изобразительная деятельность со знакомства с материалами. Дети начинают экспериментировать, исследовать разные материалы и инструменты для рисования, пробовать различные приемы работы. Сначала они узнают, что карандаш оставляет след, потом понимают, что можно стучать по бумаге, оставляя точки и штрихи, а можно вести длинную прямую линию или волнистую, можно рисовать круговыми движениями или сверху вниз и наоборот. Наряду с изобразительными навыками, у детей формируются и развиваются такие психологические процессы, как воображение, внимание, память, в следствии чего и появляются задатки к творческим способностям, когда каждый ребенок хочет и может создавать свои собственные образы.
У детей 2-3 лет изначально нет цели нарисовать конкретный предмет. Постепенно дети учатся находить сходство получившихся линий с предметами. Но один и тот же рисунок сегодня может ассоциироваться у них с одним предметом, а завтра с другим.
В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать название некоторым линиям и фигурам в своих рисунках. Узнавание предмета в рисунке является для ребёнка радостным открытием, но повторить рисунок, в форме которого случайно было найдено сходство, он ещё не может. Однако желание нарисовать что-то уже появляется.
Рисование вызывает у детей интерес и радость, доставляет удовольствие. Дети экспериментируют с карандашами и красками, фломастерами и восковыми мелками. В красках детей более всего привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки, могут ассоциироваться со знакомыми предметами, чувствами. Рисование пятен, мазков носит увлекательный игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как мазки вызывают у ребёнка радость, волнение, желание повторить ещё раз свои действия, с тем чтобы увидеть их результаты на листе.
У малышей развивается мелкая моторика, сенсорное восприятие, пространственное мышление. А ведь обогащать этот опыт детей можно не только традиционными способами и материалами. Дети рисуют мелом на асфальте, палочкой на песке, пальчиками по крупе.
Для детей 2-3 лет доступно рисование нетрадиционными способами. Особое удовольствие доставляет ребятам рисование краской с помощью пальчиков и ладошек, рисование отпечатками различных материалов - поролона, пробок, ватных шариков, листьев и овощей. Рисование нетрадиционными техниками обогащает художественный опыт; побуждает детей к деятельности, стремлению к художественной активности; вызывает интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми.
Игровые приемы, сказочные образы, музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты – все эти методы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования, заинтересованности детей к художественной деятельности. Также, детям интересно рассматривать свои законченные работы, находить свой рисунок среди всех работ, находить отличия.
Изобразительная деятельность - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.