Ольга Чикнайкина
Проект по инновационной работе. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта работы
В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Публикация «Проект по инновационной работе, Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее).
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Ученые с разных точек зрения подходили к пониманию театрального искусства в жизни общества и влиянии его на развитие и формирование личности подрастающего человека. Видя в искусстве огромную силу, способную воздействовать на умонастроение общества, большое внимание уделяли театру, и театральному искусству знаменитые писатели и поэты, разных стран и эпох. Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что "театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу" человека. По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр. "Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины" назвал театр бессмертный творец "Дон Кихота" Сааведра Мигель де Сервантес.
Театрализованная деятельность сегодня, когда образование приобрело личностно-ориентированную модель культуросообразного типа, выступает одним из сильных средств воспитания, которое отражает мир социальных отношений, взаимодействий человека и помогает преодолевать неуверенность, зажатость, скованность. Дети вступают в этот взрослый мир, еще не достаточно накопив социального и культурного опыта, и предстают в нем или как беспомощные, затерянные и растерянные, или же, как агрессивные, беспощадные, отвергающие и отметающие все вокруг. Театр становится тем пространством, которое устанавливает равновесие, гармонию между всеми и одним, между добром и злом, между вечностью и мгновением, между людьми и человеком. Театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она, во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами -движение, мимика, интонация, жесты, поза; в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Теоретическая база опыта
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. По выражению Л. С. Выготского, «творчество на деле существует … и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что- либо новое». По мнению Н. А. Ветлугиной, ребенок в своем творчестве «открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе.».
Ценность детского творчества не в практических результатах, а в том, что в процессе творческой деятельности раскрываются детские возможности. Проблема детского творчества исследуется в трудах известных ученых и педагогов (Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Т. С. Комаровой А. И. Савенкова, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других). Ученые сходятся в одном – необходимо прививать детям свободу мышления, будить их творческую активность. Элементы творческой активности в дошкольном возрасте возникают в самых простых формах. Творческие элементы зарождаются в игре как ведущей деятельности в период дошкольного детства. Игра - наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки знаний и эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного развития (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия Д. Б. Эльконин).
Методической основой опыта можно считать метод «Куклотерапии».
Основателем этого метода является американский психиатр Якоб Лев Морено.
«Куклотерапия» - это метод, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Метод «куклотерапии» основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем. Он базируется на трех основных понятиях:
«игра» -«кукла» - «кукольный театр».
Меня в этом методе привлекает то, что проигрывая куклами специально подобранные этюды, дети работают над своими проблемами и недостатками.
Например: «Медвежонок- невежа», «Жадина» и другие.
Деятельность куклотерапии направлена на развитие таких функций, как:
- коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационная – снятие эмоционального напряжения,
- воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, и т. д., моторики;
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.
Также велика роль метода «эмпатии».
«Чтобы веселиться чужим весельем, и сочувствовать чужому горю,
нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал отечественный психолог Б. М. Теплов. Изучением проблемы появления и развития эмпатии
в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи
(А. В. Запорожец, Л. П Стрелкова,В. В. Аабраменкова и др.).
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является становление эмпатии, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояния.
Сопереживание – где объектом эмпатии становится сверстник, литературный персонаж, животное и т. д.
Сочувствие - доминирующую роль играют моральные знания и социальные ориентации ребенка. На стадии сочувствия дошкольники должны уметь определить возможные пути выхода из ситуации взаимодействия, быть адекватно сориентированным в возможных вариантах проявления сочувствия. На основе сочувствия и сопереживания у ребенка возникает импульс к содействию. Переход к реальному действию возможен при расширении круга, переживаемых эмоций.
В театрализованной деятельности ребенок должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя. Игровой образ требует от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения
в содержание исполняемой роли.
При подготовке спектакля дети подражают любимым героям, их поведению.
Это влияет на поведение ребенка и характер взаимодействия с окружающим миром. В театрализованной игре происходит тесное взаимодействие друг с другом. Дети согласовывают свои действия, учатся договариваться, что способствует установлению доброжелательных отношений между ними. В результате происходит перенос детьми игровых моделей в реальную жизненную ситуацию.