Валентина Радушкевич
Консультация для воспитателей «Развитие у детей творческих способностей посредством декоративной лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел декоративного искусства охватывает ряд отраслей творчества. Эти отрасли творчества посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта: утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а так же другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие у детей творческих способностей посредством декоративной лепки“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства и рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Творцы этого искусства тесно связаны с природой. Такая близость с природой определяет радостный, оптимистический характер произведений.
Народное искусство зарождалось в глубокой древности и чаще всего носило название города или села, где создавали различные игрушки и предметы быта.
Центром Городецкого народного промысла является город Городец Горьковской области. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, солонины, хозяйственные доски, шкатулки и другие. Узор состоит из декоративных композиций цветов, листьев, различной формы птиц. Основной росписи является цветовое сочетание фона и узора.
К народной пластике можно отнести Богородскую игрушку, которую создают в селе Богородское Московской области. Более 300 лет мастера из брусков дерева создают забавные фигурки. Игрушки режут из липы, дерево высыхает два года. Режут фигурки из целого дерева, поверхность готовых изделий зачищают наждачной бумагой, часто эту работу выполняли женщины и дети.
В Тульской области, в деревне Филимоново делают удивительную глиняную игрушку из белой глины. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты Филимоновской игрушки – это барышни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, барашки. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Роспись яркая, преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий, белый цвета. В узоре сочетаются простые элементы: полосы, дуги, точки, пересекающие линии, образующие звезды. Филимоновские игрушки налепом оформляют глаза животных. Это дает особый выразительный образ.
Каргополь – древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители его занимались гончарным делом. Они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны, глиняную игрушку. Большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемые музыкой, пляской, ряженьем.
Хохломская роспись - это вид художественной обработки дерева. Возникало это искусство в конце XVII века Заволжье (село Хохлома Горьковской области). Техника хохломской росписи позволяет придать поверхности деревянных изделий золотистый цвет.
Название дымковской игрушки связано с селом Дымково, что находится в близ г. Кирова (бывшая Вятка.). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на праздники проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки.
Недалеко от Москвы, в Раменском районе находится село Гжель. Керамический промысел Гжели достиг расцвета в XVIII веке. Делали квасники, курганы, тарелки, игрушки, иногда посуду украшали лепными фигурками, что делало ее привлекательнее. Синева узоров не однотонна, можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цвета.
Народное декоративно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать у детей художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности – симметрия и ритм.
В. Сухомлинский отмечал: «В период детства, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, ярким, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия это духовный заряд детского творчества».
Народное искусство доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах, раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева и глины. Под руководством педагога они внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий. Народное декоративно-прикладное искусство должно прочно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества.
Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности.
Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это требует от педагога более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать по мотивам узоры и украшения изделий быта, костюма.
Знакомство детей с народным искусством способствует расширению их жизненного опыта. Доступные формы искусства развивают любознательность, пытливость детей, их интерес к окружающей жизни. Через образы искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются внимание, воображение, восприятие и художественные чувства.
Произведения декоративного прикладного искусства должны занять свое место в воспитательной работе детского сада. Оно богато по колориту, простое по построению. Связано с реалистическими образами, вещами. Обычная чашка, шкаф, стульчик, платок, ковер, украшенные росписью, резьбой и вышивкой становятся праздничными, нарядными.
Старшие дети могут выделять существенные признаки предметов, понимать простейшие причинные связи. В этом возрасте совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие, развивается эстетическое чувство. Дети уже способны понять, что «нарядность», «весёлость» игрушек определяет яркая роспись.
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства можно применять во время игр, бесед, в процессе выполнений тематических творческих заданий.
Хороший эмоциональный настрой при рассматривании народных игрушек, иллюстраций, альбомов создаёт музыка, подобранная соответственно теме. Чтобы дети лучше запоминали народные игрушки, научились их различать, необходимо включать их в дидактические игры.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением.
Интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины. Лепка – это объемное изображение предмета.
Декоративная лепка в дошкольном учреждении - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек.
Глина очень эластична, послушна в руках и обладает нейтральным приятным цветом: коричневым, белым, серым с оттенком голубого и зеленого. Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного, можно пользоваться несколькими способами:
- конструктивным - предмет создается из отдельных частей;
- пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины;
- комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
В работе с детьми следует применять различные материалы: глину, глазури для росписи обожженных изделий, гуашевые и темперные краски, пастель.
Дети с удовольствием украшают изделия способом налепа в виде шариков и валиков. Предметы народного творчества помогают им эстетически осмыслить значение узора на предмете, у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.
Перед педагогом стоит задача – научить детей не только лепить фигурки, но и декоративно оформлять их. Во время лепки дети могут рассматривать игрушки со всех сторон и вносить дополнения в свои работы. С начала года детей можно знакомить не только с деревянными игрушками, но и с глиняными, в частности изделиями дымковских мастериц. Это могут быть петушки, козлы и некоторые сюжетные композиции. Каждая игрушка это законченная скульптура, в ней своя роспись и свои лепные украшения. Воспитатель может предлагать любоваться игрушками, послушать о них рассказ, который должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Внимание детей привлекается к форме, налепе и росписи игрушки.
Лепить с детьми можно козла, петушка, как по преставлению, так и по образу, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылепленные заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить плотно, примазав друг к другу. Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка – дети должны вылепить сами. Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают.
Также можно использовать Каргопольские игрушки: кони, зайцы, медведи, птицы и некоторые сюжетные игрушки. Каргопольские игрушки как уже отмечалось, скромны по росписи, однако детям они нравятся по своему интересному содержанию.
Успешному развитию творческих способностей у детей помогает умело использовать произведения народно - прикладного искусства. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности.
Через образы искусства у детей воспитывается внимание, интерес и любовь к прекрасному, что, в свою очередь, способствует формированию гармонично развитой личности.