Светлана Снежко
Развитие творческих способностей детей в ОО «Художественно-эстетическое развитие» через использование нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей в ОО через использование нетрадиционных техник
Одна из годовых задач воспитательно-образовательной работы на 2018-2019 год в нашем ДОУ – развитие творческих способностей детей в ОО «Художественно-эстетическое развитие» через использование нетрадиционных техник лепки, аппликации, рисования.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. Рисование, лепка, аппликация нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дают ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, творческие способности, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник удивляет и восхищает детей, способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Работая над годовой задачей, составила план:
1. Обогатить предметно-развивающую среду, оформив и пополнив уголок творчества дидактическими играми, изобразительными материалами, методическими пособиями.
2. Провести открытое занятие по художественному творчеству на учрежденческом уровне с целью обмена опытом с коллегами.
3. Сделать проект «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей».
4. Продолжать взаимодействие с родителями с целью повышения компетентности, знакомства с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Оформила уголок творчества и выставку совместных работ воспитателя и детей галерея «Капельки».
Для развития интереса, активного участия детей в НОД, придания занятию игрового характера, я использую разнообразный дидактический, игровой материал и пособия, сделанные своими руками. Это дидактические игры по художественному творчеству :
«Составь натюрморт», «Собери картинку» (о жанрах живописи,
«Составь цвет», «Гусеницы», «Солнышко и снеговик» (развитие цветовидения, умение получать дополнительные цвета из основных, закрепление знаний о теплых и холодных цветах спектра,
«Собери узор» (умение создавать узор на круге, квадрате, полосе, используя готовые формы, развивать чувство ритма,
«Народные промыслы» (закрепление знаний о народных промыслах,
«Загадочный кубик» (закрепление знаний видов росписи)
Для знакомства детей с видами народного прикладного искусства сделала папку-раскладушку «Народное творчество», «Азбука цвета»
Подобрала методический и иллюстративный материал. Оформила папки «Декоративное рисование», алгоритмы «Лепим пошагово», «Рисуем пошагово», «Жанры живописи», «Творческая копилка», «Портреты художников».
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, лоскутки ткани, свечи, вата, ватные диски и палочки, трубочки от сока, и т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.
Закупили с помощью родителей раскраски, трафареты, штампики, гофрированную бумагу и другой различный материал, и готовые наборы для творчества.
Работа по развитию творческих способностей и знакомством с нетрадиционными техниками ведется как в НОД, так и в свободной деятельности детей, подгруппами и индивидуально, а также в самостоятельной деятельности. Дети познакомились с техниками :
Обрывная аппликация
Аппликация из сухих листьев и ткани
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из пластилина и ватных палочек
Аппликация из салфеток (комочки)
Пластилинография
Оригами
Ниткография
Торцевание
Показала открытое занятие для педагогов ДОУ с целью обмена опытом по теме «Осеннее дерево» в нетрадиционной технике по аппликации «торцевание».
Приняли участие во Всероссийском конкурсе прикладного искусства «Забавные ежата» - 8 детей, из них В. М. занял 1 место.
Сделала проект «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей». Цель проекта: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
В рамках проекта провела анкетирование родителей (Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности)
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми художественным творчеством; формировать у родителей чувство ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома. Анализ анкет показал, что многие родители не имеют представления о нетрадиционных техниках изодеятельности, дома дети, чаще, предоставлены сами себе, не все родители приобретают детям разнообразный набор материалов для творчества, в основном это карандаши, фломастеры, реже - пластилин, краски.
В связи с этим, с целью повышения компетентности родителей в информационный уголок помещались консультации: «Значение лепки в развитии ребенка дошкольного возраста», «Нетрадиционные техники аппликации», «Нетрадиционные техники рисования в детском саду, их роль в развитии детей дошкольного возраста».
В результате проделанной работы
• Обогащенная среда в группе
• Участие и заинтересованность родителей в жизни группы
• В процессе реализации проекта дети овладели различными нетрадиционными техниками аппликации, рисования и лепки.
• Обогатили знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения.
• Дети приобрели навыки совместного творчества - способность объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.
Предметно - пространственная развивающая среда группы
Работы детей в технике "торцевание"
Эти работы мы отправили на Всероссийский конкурс декоративно-прикладного искусства "Забавные ежата"
Стало доброй традицией участие моих деток в различных конкурсах Всероссийского масштаба. Вот некоторые работы
Ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах. С нетерпением ждут результатов.