Ирина Бритвина
Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности.
«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлинский
Детство - удивительная пора. Пора мечтаний и фантазии. Очень часто взрослому хочется вернуться в это безмятежное, беззаботное время.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Ах, детство, детство! Всё - то в его глазах нарядно, велико, необъятно, исполнено тайного смысла, всё зовёт подняться на цыпочки и заглянуть туда, за небо». В. Астафьев
Мне очень хочется, чтобы дети, вспоминая детский сад, называли его домом радости. А для этого надо создать условия, в которых ребёнок ощущал бы себя эмоционально раскрепощённым. Необходимо создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать творческие способности.
Важнейшим средством эмоционального развития ребёнка является искусство, для которого язык эмоций - родной язык. Самовыражение посредством искусства является способом эмоциональной разрядки. Поэтому меня привлекает такой вид деятельности как музыкальная игра-драматизация, в которой у каждого ребёнка есть роль, с помощью которой он может выразить то, что чувствует.
В процессе музыкально - театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.
Результатом моей работы по данному направлению являются театрализованные представления, в основе которых лежит игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета.
Игра- драматизация- это и спектакль и, в то же время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтетического искусства, которая доступна детям.
Музыкально - театрализованные представления занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Поэтому для облегчения задачи я использую музыку, которая помогает передать характер персонажей.
Уже начиная с первой младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, например, имитировать движения сказочных животных. В средней группе обучаю элементам образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме). В старшей и подготовительной группах совершенствую образные исполнительские умения, развиваю творческую самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей.
Я считаю, что задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, я использу яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Д. Кабалевский, Э. Григ.) расширять представления, детей о музыке разных времен и народов.
Работа над театрализованным представлением помогает решению главной задачи музыкального воспитания – всестороннему развитию ребёнка посредством образно-игровой деятельности.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, так как оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.
Музыкально-театральная деятельность включает в себя :
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
В процессе деятельности у детей повышается интерес к занятиям, пробуждаются мысли, фантазии, детские эмоции, развиваются музыкальный слух, память, чувство ритма. Театрализованная игра даёт возможность сплотить детей общей идеей, позволить каждому ребёнку проявить активность, индивидуальность, творчество. Из опыта работы я знаю, что чем раньше вводить на занятиях музыкальную театрализацию, тем быстрее ребёнок может раскрыть себя, где - то преодолеть свою робость, застенчивость.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский)
Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Близость к игре как ведущему виду деятельности ребёнка, характерные для игры перевоплощения в образ того или иного персонажа, превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми.
Прежде чем начинать работу над сюжетом, я стараюсь продумать все средства художественной выразительности, чтобы как можно ярче преподнести ребятам произведение. А дальше начинается работа с юными театралами. Очень важен процесс репетиций, процесс творческого переживания, воплощения. Поэтому мы делаем различные этюды, упражнения, развивающие мимику, пантомимику. Например: зайчика угостили сладким яблочком (радость); но вот из леса вышел косолапый медведь (страх, волнение); прошу показать под музыку, как прыгает лягушка, ходит лисичка, при этом наблюдаем вместе с детьми различия в передаче образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. В вокальной работе использую пропевание самых привычных слов с различной интонацией, меняя лад, темп. Например: «Здравствуйте», пропеть радостно, приветливо, угрюмо, грустно; делаем вокально-двигательную гимнастику (упражнения на развитие координации движений с пением, вокализируем, прослушанную музыку.
Очень часто понравившаяся мне сказка или сюжет, которая подойдёт для ребят младшего дошкольного возраста, не имеет музыкального сопровождения или написана в прозе (а мне, как музыкальному руководителю интересно нести текст через музыку, тогда в голове рождаются небольшие мелодические линии, удобные по диапозону и ориентированы на конкретного ребёнка. (Например музыкальная сказка «Ру-ду-ду», в которой мной были написаны вокальные партии для всех персонажей.)
Не изменяя своим принципам в работе (видеть творца в каждом ребенке; активное сотворчество вместе с детьми, в ходе подготовки к спектаклю соблюдаю несколько основных правил:
1. Не перегружать детей.
2. Не навязывать своего мнения.
3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.
4. Предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Моя задача, убедить ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем, я не требую и большой точности исполнения. Умение придет постепенно после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.
В процессе разучивания материала соблюдаю следующие принципы:
• следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
• заинтересованность, новизна, сюрпризность;
• обучение через игру;
• импровизация;
• радость успеха;
• подбор доступного и интересного материала;
• воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
Используя при постановке спектаклей методику, предложенную в программе «Гармония» (К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко) и методические рекомендации А. И. Бурениной мы строим совместную со специалистами работу следующим образом:
1 этап – подготовительный
Этот этап предназначен для педагогов и включает в себя:
- выбор литературного произведения или готовой пьесы;
- составление общего плана мизансцен игры в конкретном помещении;
- подбор музыки (музыкальных характеристик, музыки к танцам, песен, музыкального оформления)
- продумывание возможных декораций;
- обсуждение костюмов
2 этап - ознакомительный
Для детей этот этап связан с получением новой информации:
- чтение литературного источника, просмотр мультфильма;
- прослушивание пьесы;
- сравнение пьесы и литературного источника;
- знакомство с музыкальным материалом, его анализ
3 этап - поисковый
На этом этапе происходит поиск эмоционально-выразительных средств для создания художественного образа:
- поиск пластического решения (движение, поза, жест);
- выбор мимических средств, характеризующих образ;
- выбор интонации;
- выбор образа костюма
4 этап – практический
Он включает в себя практическую работу по воплощению образа:
- разучивание танцевальных композиций;
- разучивание песен;
- Разучивание текста с разыгрыванием действия по мизансценам.
5 этап - гастрольный
Он предполагает разыгрывание спектакля перед аудиторий (родителями, сверстниками). Возможен повторный показ спектакля для групп детского сада или детей других детских садов.
6 этап – заключительный (рефлексия)
- на этом этапе возможен просмотр сделанной видеозаписи спектакля;
- отображение впечатлений в рисунках и поделках (организация выставки);
- вхождение сюжета в повседневную жизнь детей.
Работа по этим этапам предусматривает постепенное усложнение и поэтому каждое занятие и процесс создания театрализованного представления (игры – драматизации, спектакля) получается живым, развивающим и увлекательным.
Гармоничное сочетание драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.
Особо хочется отметить роль воспитателей и родителей, которые помогают в разучивании текста, в его образном исполнении. Создание спектакля не есть единоличная работа, но работа коллектива в целом. При необходимости, организую консультации с воспитателями и родителями, с целью разъяснения методики работы над тем или иным фрагментом спектакля. Родители также оказывают посильную помощь в создании декораций и костюмов. Важно, что это - коллективное и совместное со взрослыми действие, в котором присутствует большая свобода для проявления индивидуальности и творчества.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации музыкально-театрального представления укрепляются взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети становятся более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, постановка музыкально - театрализованного представления позволяет проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Думается, что использование музыкальной игры - драматизации возможно и целесообразно на любом возрастном этапе жизни ребенка, т. к. и в дальнейшем она помогает решать такие задачи, как эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.
Подводя итог, скажу, что музыкально-театрализованное представление, по сравнению с другими видами искусства, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. И, как уже было сказано выше, именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Я считаю, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в конечном продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.